Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр

- умственно отсталые дети часто делают ошибки, образуя форму множественного числа (теленки, поросенки, цыпленки, ягненки, числы и др.).

- много ошибок делают в образовании родительного падежа и винительного падежа множественного числа существительных (без обоих глазов, много мышов, книгов, куклов).

- Дети легко вычленяют значимые части слова (приставку, суффикс, корень), но, не зная еще закономерностей словообразования, неправильно образуют с ними слова. Особенно много ошибок с суффиксами (собачата, светлота, деревище).

А. Н. Гвоздев замечает, что самый интенсивный процесс словотворчества – от 2 до 5 лет.

Так как словарный запас ребенка невелик и, не находя нужного слова, он придумывает его сам. Ребенок играет со словами как с кубиками, создавая различные причудливые конструкции.

Вопросом об особенностях словообразования занимался и В. К. Лотарев. Он считает, что воспитатель должен направлять ребенка на путь интуитивного понимания форм словообразования речи. Иначе умственно отсталый ребенок вообще не будет усваивать грамматические нормы языка, ее смысла и назначения.

Дети, как правило, не используют причастия и деепричастия в своей речи, так как редко слышат их в речи взрослых. Взрослые же, в свою очередь, не употребляют их в разговоре с детьми, боясь, что дети их не поймут [7, с. 76-79].

Итак, мы выявили, в исследованиях авторов много общего:

- оба они говорят о словообразовании и словотворчестве по аналогии;

- оба детально исследуют схемы детского словотворчества;

- как и в работе Гвоздева, так и в работе Лотарева есть теоретическое обоснование приема, добытые ценой длительных наблюдений.

Проанализировав выше изложенное, мы видим, что основной особенностью умственно отсталых дошкольников первого года обучения является большое количество ошибок в употреблении суффиксов, окончаний и приставок. Процесс развития словообразования для таких детей очень сложен.

Осветив особенности усвоения детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения словообразовательных норм русского языка, определив их в качестве предмета исследования, мы посчитали необходимым конкретизировать данный аспект. В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ словообразования, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем (кричать – крик, путь – путник, под одеялом - пододеяльник).

Умственно отсталые дошкольники, в основном, используют этот способ и он же порождает большинство грамматических ошибок в речи детей. Для использования в речи морфологического способа словообразования, умственно отсталые дети первого года обучения осваивают словообразование модели, лексическое значение слов, смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

В психологической и психолингвистической литературе словообразование складывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование, словотворчество у детей рассматривается Д. Б. Элькониным «как симптом овладения ребенком языковой действительности». Явление словоизменение и словообразование – одно-порядковые. По существу они представляют собой результат той работы, которую проводит ребенок по овладению языком как реальной предметной действительностью, и той реальной практикой, входе которой проходит это отражение.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что овладение морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через словотворчество детей, через самостоятельное «искание» нужных форм слов.

В этой главе мы разобрали понятие «грамматического строя речи» и его основные периоды формирования. В процессе изучения вопроса акцент был сделан на особенности овладения детьми с нарушениями интеллекта словообразовательными нормами русского языка, на типичные грамматические ошибки умственно отсталых детей и область их появления.

Далее мы более углубимся в предмет исследования, а именно разберем какую же роль оказывает дидактическая игра в формировании способа словообразования.

 

1.3 дидактическая игра, ее роль в развитии и совершенствовании словообразовательных умений дошкольников с нарушениями интеллекта первого года обучения.  

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11