Характеристика упражнений при функциональном подходе к обучению грамматической стороне речи
Принято считать, что в условиях коммуникативного обучения все упражнения должны иметь речевой характер. Все упражнения ( включая так называемые подготовительные) должны быть такими, в которых у учащегося есть определённая речевая задача и им осуществляется целенаправленное речевое воздействие на собеседника. Чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно полезнее.
Все упражнения ( включая так называемые подготовительные) должны быть такими, в которых у учащегося есть определённая речевая задача и им осуществляется целенаправленное речевое воздействие на собеседника. И так как функция грамматического явления выходит на первый план, то функциональный подход требует использования упражнений с преимущественной ориентацией на значение.
Переходя к рассмотрению упражнений с преимущественной ориентацией на значение, хотелось бы подчеркнуть следующее:
Во-первых, при работе над грамматикой должны рассматриваться прежде всего значения ( и, соответственно коммуникативные функции), непосредственно выводимые из языковых форм. Это определяет как структуру теоретического описания « от значения» так и характеристики, а также набор предлагаемых упражнений. К примеру, глагол must выражает субъективную модальность . В коммуникативном плане это позволяет использовать его в тех случаях,. когда говорящему \пишущему нужно сообщить о том, что он сам для себя считает необходимым ( т.е. эта необходимость исходит от него самого, а не от какого-либо другого лица или внешних обстоятельств).
первая подгруппа упражнений «от значения»:
Первая подгруппа упражнений « от значений» включает в себя упражнения , которые построены таким образом, чтобы неизбежно вызвать употребление конкретного грамматического значения. Таки упражнения чаще всего основываются на ситуациях. В частности, по теме «Видовременные формы глагола» и «Наклонения» можно использовать упражнения, включающие описание действий какого-либо лица в определённой ситуации и имеющие задания типа « Перечислите свои действия в то время, когда вы собираетесь на занятия спортивной секции», или « Представьте, что вы пришли на вокзал. Что делали люди на платформе перед отправлением поезда?», или « Скажите, что бы вы сейчас сделали, если бы у вас было три часа свободного времени».
e.g. Ex.1 Work in pairs. Imagine yourself in the following situations, and discuss what would you do.
What would you do if………
§ your mother bought you a sweater for your birthday and you didn’t like it?
§ you were at a friend’s house for dinner, and you didn’t like the food?
§ you came home and found a burglar?
§ you saw someone stealing from a shop?
Ex.2 In pairs, imagine that one of you is a tourist visiting your town or city for the day. The tourist is searching for advice. He wants to know:
- where to buy a good map of the town
- what important sights to see
- what local food dishes to try
- the best place to change money
Ex. 3 Imagine that you have entered a contest. You are dreaming about the prizes.
Which prizes would you choose to have instead of taking money?
If you took the cash, what would you spend it on?
1st PRIZE |
2nd PRIZE |
3rd PRIZE |
4th PRIZE |
5th PRIZE |
$ 100 000 in cash!!!! or a luxury villa in the Caribbean!!! or $ 5000 worth of groceries a year for the rest of your life |
$ 20 000 in cash!!! or a Toyota Camry!!!
or TWO Volkswagen Rabbits!!! | $ 2000 in cash!!! or an Apple Macintosh computer! or a Technics stereo system! | $ 500 in cash! or a Sony color TV
or a Panasonic video recorder | $ 100 in cash! or a set of matching suitcases! or a copy of a book personally signed by The Autor |