Характеристика упражнений при функциональном подходе к обучению грамматической стороне речи

Принято считать, что в условиях коммуникативного обучения все упражнения должны иметь речевой характер. Все упражнения ( включая так называемые подготовительные) должны быть такими, в которых у учащегося есть определённая речевая задача и им осуществляется целенаправленное речевое воздействие на собеседника. Чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно полезнее.

Все упражнения ( включая так называемые подготовительные) должны быть такими, в которых у учащегося есть определённая речевая задача и им осуществляется целенаправленное речевое воздействие на собеседника. И так как функция грамматического явления выходит на первый план, то функциональный подход требует использования упражнений с преимущественной ориентацией на значение.

Переходя к рассмотрению упражнений с преимущественной ориентацией на значение, хотелось бы подчеркнуть следующее:

Во-первых, при работе над грамматикой должны рассматриваться прежде всего значения ( и, соответственно коммуникативные функции), непосредственно выводимые из языковых форм. Это определяет как структуру теоретического описания « от значения» так и характеристики, а также набор предлагаемых упражнений. К примеру, глагол must выражает субъективную модальность . В коммуникативном плане это позволяет использовать его в тех случаях,. когда говорящему \пишущему нужно сообщить о том, что он сам для себя считает необходимым ( т.е. эта необходимость исходит от него самого, а не от какого-либо другого лица или внешних обстоятельств).

первая подгруппа упражнений «от значения»:

Первая подгруппа упражнений « от значений» включает в себя упражнения , которые построены таким образом, чтобы неизбежно вызвать употребление конкретного грамматического значения. Таки упражнения чаще всего основываются на ситуациях. В частности, по теме «Видовременные формы глагола» и «Наклонения» можно использовать упражнения, включающие описание действий какого-либо лица в определённой ситуации и имеющие задания типа « Перечислите свои действия в то время, когда вы собираетесь на занятия спортивной секции», или « Представьте, что вы пришли на вокзал. Что делали люди на платформе перед отправлением поезда?», или « Скажите, что бы вы сейчас сделали, если бы у вас было три часа свободного времени».

e.g. Ex.1 Work in pairs. Imagine yourself in the following situations, and discuss what would you do.

What would you do if………

§ your mother bought you a sweater for your birthday and you didn’t like it?

§ you were at a friend’s house for dinner, and you didn’t like the food?

§ you came home and found a burglar?

§ you saw someone stealing from a shop?

Ex.2 In pairs, imagine that one of you is a tourist visiting your town or city for the day. The tourist is searching for advice. He wants to know:

- where to buy a good map of the town

- what important sights to see

- what local food dishes to try

- the best place to change money

Ex. 3 Imagine that you have entered a contest. You are dreaming about the prizes.

Which prizes would you choose to have instead of taking money?

If you took the cash, what would you spend it on?

1st PRIZE

2nd PRIZE

3rd PRIZE

4th PRIZE

5th PRIZE

$ 100 000 in cash!!!!

or

a luxury villa in the Caribbean!!!

or

$ 5000 worth of groceries a year for the rest of your life

$ 20 000 in cash!!!

or

a Toyota Camry!!!

or

TWO

Volkswagen

Rabbits!!!

$ 2000

in cash!!!

or

an Apple

Macintosh

computer!

or

a Technics

stereo system!

$ 500

in cash!

or

a Sony

color TV

or

a Panasonic

video recorder

$ 100

in cash!

or

a set of matching suitcases!

or

a copy of a book personally signed by The Autor

Перейти на страницу: 1 2 3 4