Характеристика упражнений при функциональном подходе к обучению грамматической стороне речи
Таким образом, основную часть упражнений при функциональном подходе составляют так называемые ситуативные упражнения.
«Суть ситуативных упражнений заключается в свободной, конкретно-ненаправляемой с языковой точки зрения речевой реакции учащихся на комплекс воображаемых или условно-реальных обстоятельств, содержащих некоторую трудность, проблему или конфликт и вовлекающих в необходимость их разрешения самих учеников.» [20] как поменять дату на виндовс 10
Основу ситуативного упражнения составляет микротекст ( 2-7 предложений) , сжато описывающий модель естественной коммуникации.
Ситуативное упражнение состоит из трёх основных компонентов: задание, описание ситуации и речевая реакция.
Задание. В зависимости от конкретной цели и вида ситуативного упражнения задание к нему может иметь самую разнообразную направленность, общий смысл которой в том, чтобы ученики отреагировали на ситуацию. Например: “ Role play an interview”, “ Write a reply to a letter”, “ Tell your partner about the following”, “ In pairs imagine, that…”
Описание ситуации: Оно включает информацию о деталях обстановки, собеседниках, а также содержит речевой стимул, выраженный словесно или вытекающий из смысла ситуации. Например:
In pairs, imagine that one of you is a mother/ father of three children, who is looking for a baby-sitter, and you are going to interview a person by phone , who calls you and is eager to work for you. Try to find out by asking him different questions if he is suitable for this position.
Обстановка: мать/ отец детей у себя дома говорит по телефону. На другом конце провода- потенциальная няня для её / его детей.
Участники разговора: мать/ отец детей и потенциальная няня
Речевой стимул: желание матери/отца найти подходящую няню для своих детей.
Речевая реакция: Это тот речевой продукт, который, согласно ожиданиям учителя, должны выдать учащиеся , реагируя на описание и следуя заданию.
Конечно в процессе формирования грамматического навыка нельзя отказываться от использования других видов упражнений , в частности имитативных и подстановочных упражнений. Так как имитация закладывает основы связи слухового и речедвигательного образов грамматической формы. Таким образом, на основе предъявленного на слух грамматического явления и закрепления его зрительного образа в речевом образце происходит дальнейшее укрепление осознания функции грамматического явления. Что же касается подстановки, то на основе подстановочных упражнений формируется операция оформления и способность к репродукции. Эти два вида упражнений являются как бы мостиком между формированием формальной и функциональной стороной грамматического навыка. А дальнейшие стадии формирования грамматического навыка (стадия трансформации, употребления , переключения ( Пассов)) основываются на использовании ситуативных упражнений.
Выводы
:
1. Функциональный подход к обучению грамматики
- учит видеть реальную картину языковой системы, связи и взаимодействия (взаимоотношения) единиц разных уровней языка, а главное – согласованную жизнь языковых единиц в речи, их совместное функционирование в тексте.
- Содействует развитию логического и ассоциативного мышления школьников: учит видеть одинаковые, сходные значения и функции во внешне (формально) различных языковых средствах.
- Развивает языковое и речевое чутье, делает более осознанной работу по выбору языковых средств при формировании высказывания; позволяет овладеть комплексом средств, выражающих близкие значения; ставит вопросы о различиях, правилах выбора, функциональных возможностях.
- Стимулирует развитие как рецептивных, так и продуктивных речевых действий.