Основные направления и тенденции развития высшего образования
В пятых, улучшение качества специалистов на каждом уровне, так как поступление на последующую ступень стало вестись на конкурсной основе, т.е. такая система отбора строится в двух общепризнанных принципах: открытости (доступности) и селективности (конкуренции) [95].
В шестых, реализация методов совершенствования учебного процесса:
* метода заданий целей обучения; метода отбора необходимого и достаточного; метода определения необходимого качества усвоения материала;
* метода выбора рациональной комбинации видов учебной деятельности;
* метода построения и реализации системы контроля за ходом и результатом обучения, разработка и внедрение системы управления качеством подготовки специалистов на каждой ступени обучения;
* метода конечных проектов, обеспечивающего интегративную связь предметов внутри одного блока дисциплин и между предметами различных циклов.
С психолого-педагогических позиций указанный подход к преемственности обучения характеризуется функционально-деятельностной, личностно-ориентированной и проблемно-исследовательской деятельностью
В.С. Цивунин подчеркивает [96], что в преподавании цикла химии необходима взаимосвязь дисциплин в плане согласованности программ, последовательности изложения, логичной терминологии и единой идеологии.
Важнейшей задачей профессионального образования является не только освоение конкретных знаний определенных курсов дисциплин, но и выработка вида мышления, присущего данной области деятельности будущего специалиста. Широко распространены понятия математического, гуманитарного, инженерного мышления и т.д. При этом имеется ввиду определенный тип восприятия окружающего мира, использование ассоциативных понятий, своеобразия логики мышления, методов и подходов в решении возникающих задач.
Поэтому одна из проблем химической подготовки современного инженера-технолога в области заключается в формировании у него химического мышления, помогающего ему сознательно решать нетрадиционные, творческие технологические проблемы. Естественно, что этот процесс неразрывно связан с общим процессом формирования личности специалиста на всех стадиях его пребывания в университете.
Химия столь обширна и так глубоко пронизывает множественные сферы окружающего материального живого и неживого мира, что ее изучение в системном виде, в единстве и разнообразии составляющих, не является априорной методологической задачей. Процесс накопления знаний и развитие теорий в ней так дифференцированы (физическая, коллоидная, неорганическая, органическая, специальная), что, не обладая искусством представлять себе внутренний ход явлений" (Берцелиус), не выделив общих основных химических понятий, терминов и законов, невозможно изучить химию как “единое целое, такое же как и сама природа” (Либих), сформировать химическое мышление инженера-технолога. Переход на многоуровневую систему высшего технического образования предполагает создание единого комплекса учебных дисциплин, форм и методов обучения, всего того, что обеспечивает формирование химического и инженерного мышления у студентов. Поэтому важным звеном проблемы общехимического образования является согласование дисциплин, преподаваемых на разных кафедрах. По мнению авторов, составление сквозной программы по курсам общехимических дисциплин (физической, коллоидной, неорганической, органической, аналитической химии) позволяет соотнести содержание каждой химической дисциплины с другими. Предполагаемая программа может быть использована для подготовки химиков-бакалавров и химиков- инженеров, предполагает модульность построения и основывается на следующих принципах: