Основные тенденции применения ЭВМ в сфере образования

Создаются новые типы высших учебных заведений неуниверситетского типа в ряде развитых стран: двухлетние технологические институты во Франции, высшие профессиональные школы в Германии, общинные и тех­нические колледжи в США, различные типы колледжей в Великобритании и т.д Это мобильные, динамично развивающиеся учебные за­ведения, ориентированные прежде всего на приоритетное обеспечение своих регионов специалистами. В России также возникают учебные комплексы и структуры нового типа.

Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. При разумной адаптации к российским условиям она способна снять многие принципиальные трудности, стоящие перед отечественным образованием.

Основными преимуществами многоуровневой структуры высшего образования являются следующие:

—реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого;

—значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;

—повышение образованности выпускников, подготовленных к «образованию через всю жизнь» в отличие от «образования на всю жизнь»;

—свобода выбора «траектории обучения» и отсутствие тупиковой образовательной ситуации;

—возможность эффективной интеграции со средними общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями;

—стимулирование значительной дифференциации среднего образования;

—широкие возможности для последипломного образования;

—возможность интеграции в мировую образовательную систему.

Для России англо-американская модель многоуровневой системы образования представляет несомненный интерес, хотя и не может быть скопирована полностью из-за отсутствия необходимых условий.

Интеграция многоуровневого высшего технического и профессионального инженерного образования в единой структуре технического университета для государства и общества выгодна и с позиций экономики образования. Известно, что стоимость обучения специалиста с высшим образованием в интегрированной образовательной системе за счет минимизации суммарных объемов образовательных услуг на 25-30 % ниже, чем при последовательном обучении специалиста такого же профиля в двух автономных высших образовательных учреждениях.

В табл. 14 показано распределение учебного времени по циклам на разных уровнях образования.

Таблица 14

Информационная структура гибких учебных планов подготовки специалистов в интегрированной системе образования

Образователь-ные

Объем циклов дисциплин (в отн. ед.)

подразделения университета

ГиСЭ

ЕН

ОТ

С

ПОИС

ФИС

Младший колледж

0,22-0,25

0,50-0,55

0,25-0,30

---

---

---

Бакалавриат

0,22-0,25

0,35-0,40

0,20-0,25

0,12-0,15

---

---

Инженерная школа

0,15-0,17

0,20-0,22

0,20-0,22

0,20-0,22

0,10

0,10

Магистериат

0,22-0,25

0,35-0,40

0,22-0,25

0,12-0,15

---

---

Высшая инженерная школа

0,15-0,17

0,25-0,30

0,22-0,25

0,22-0,25

0,10

0,10

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11