Основные тенденции применения ЭВМ в сфере образования
Создаются новые типы высших учебных заведений неуниверситетского типа в ряде развитых стран: двухлетние технологические институты во Франции, высшие профессиональные школы в Германии, общинные и технические колледжи в США, различные типы колледжей в Великобритании и т.д Это мобильные, динамично развивающиеся учебные заведения, ориентированные прежде всего на приоритетное обеспечение своих регионов специалистами. В России также возникают учебные комплексы и структуры нового типа.
Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. При разумной адаптации к российским условиям она способна снять многие принципиальные трудности, стоящие перед отечественным образованием.
Основными преимуществами многоуровневой структуры высшего образования являются следующие:
—реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого;
—значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;
—повышение образованности выпускников, подготовленных к «образованию через всю жизнь» в отличие от «образования на всю жизнь»;
—свобода выбора «траектории обучения» и отсутствие тупиковой образовательной ситуации;
—возможность эффективной интеграции со средними общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями;
—стимулирование значительной дифференциации среднего образования;
—широкие возможности для последипломного образования;
—возможность интеграции в мировую образовательную систему.
Для России англо-американская модель многоуровневой системы образования представляет несомненный интерес, хотя и не может быть скопирована полностью из-за отсутствия необходимых условий.
Интеграция многоуровневого высшего технического и профессионального инженерного образования в единой структуре технического университета для государства и общества выгодна и с позиций экономики образования. Известно, что стоимость обучения специалиста с высшим образованием в интегрированной образовательной системе за счет минимизации суммарных объемов образовательных услуг на 25-30 % ниже, чем при последовательном обучении специалиста такого же профиля в двух автономных высших образовательных учреждениях.
В табл. 14 показано распределение учебного времени по циклам на разных уровнях образования.
Таблица 14
Информационная структура гибких учебных планов подготовки специалистов в интегрированной системе образования
Образователь-ные | Объем циклов дисциплин (в отн. ед.) | |||||
подразделения университета | ГиСЭ | ЕН | ОТ | С | ПОИС | ФИС |
Младший колледж |
0,22-0,25 |
0,50-0,55 |
0,25-0,30 |
--- |
--- |
--- |
Бакалавриат |
0,22-0,25 |
0,35-0,40 |
0,20-0,25 |
0,12-0,15 |
--- |
--- |
Инженерная школа |
0,15-0,17 |
0,20-0,22 |
0,20-0,22 |
0,20-0,22 |
0,10 |
0,10 |
Магистериат |
0,22-0,25 |
0,35-0,40 |
0,22-0,25 |
0,12-0,15 |
--- |
--- |
Высшая инженерная школа |
0,15-0,17 |
0,25-0,30 |
0,22-0,25 |
0,22-0,25 |
0,10 |
0,10 |