Основные тенденции применения ЭВМ в сфере образования
A x B
y
t z
C
Рис . 8. Схема взаимосвязи различных систем обучения |
Здесь А - многоступенчатая система, В - многоуровневая система, С- моноуровневая система, x, y, z - наборы свойств, общих одновременно для А и В, А и С, В и С, соответственно, t - общие свойства для всех трех систем.
В.А. Кузнецова рассматривает свойства указанных систем и дает им определения [101].
Многоступенчатая система - это совокупность профессионально-образовательных программ, отличающихся уровнями квалификации, приобретаемой обучающимся в одном направлении деятельности или одной отрасли хозяйства, имеющими главной задачей узкопрофессиональную подготовку и обеспечивающими рост профессиональной квалификации при переходе от одной ступени к следующей. Высшее образование выступает как неделимая единая ступень.
Моноуровневая система высшего образования - это совокупность одноэтапных унифицированных образовательно-профессиональных программ, ориентированных на массовую подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.
Многоуровневая система высшего образования - это совокупность последовательностей, каждая из которых составлена, из преемственных образовательно-профессиональных программ с резко усиленным образовательным компонентом на I-II уровнях и множественностью программ профессиональной подготовки на основе одного базового образования. Переход с одного уровня на следующий характеризует степень образованности.
Особенность многоуровневого образования - появление различных образовательных задач на разных ступенях подготовки. На всех этапах важнейшая задача - формирование творческого мышления и условий для самореализации.
Первая ступень - активизация традиционных видов учебной деятельности (проблемные и “бесконспектные” лекции, лекции-пресс-конференции и т.д., семинары-диалоги, семинары на ролевой основе и т.д.).
Вторая ступень - активизация информационных технологий обучения; разнообразие их и проблемность как на аудиторных занятиях, так и в ходе самостоятельной работы студентов (компьютеры, кинофильмы, телевидение и т.д.). Одновременно необходимы методы активного обучения.
Третья ступень - контекстный подход, для применения навыков и умений в решении квазипрофессиональных задач. Широкое использование активных (включая деловые игры и игровое проектирорвание) и информационных технологий обучения. Подготовка магистров - занятия с элементами исследований, участие в реальных деловых играх (инновационные, проблемно-деловые, организационно-деятельностные) [89].
Приоритетные задачи в области диверсификации образования:
-поиск новых наиболее гибких и экономичных структурных форм образования, отражающих имеющиеся потребности общества и возможности существующей системы образования;
-проблема взаимодействия отдельных частей образовательной системы;
-проблема контроля качества образования и соответствия системы образования поставленным целям и потребностям общества;
-наполнение содержанием готовых образовательных конструкций, механизм обеспечения саморазвития системы образования, оптимальное соотношение между образовательными компонентами;
- поиск путей интеграции в мировую образовательную систему;
-выявление конкретных механизмов реализации образовательных потребностей;
-экономическое и правовое обеспечение системы образования.
Как показывает практика, основной движущей силой и опорой конструкции интегрированного непрерывного образования являются образовательные учреждения высшего профессионального образования — вузы. Все образовательные новации последних десятилетий: различные учебные комплексы, в т.ч. учебно-научно-производственные и комплексы "школа-вуз", среднетехнические факультеты, вновь создаваемые структуры довузовского, дополнительного и послевузовского образования — строятся на интеграции с вузами [90].
Г.В. Мухаметзянова выделяет [91] ряд теоретических проблем, решение которых необходимо для реализации системы многоуровневого образования:
* педагогические: формирование содержания образования при ступенчатой системе подготовки; обеспечение завершенности , преемственности и интеграции его с базовым содержанием школы; система критериев аттестации при переходе студентов с одной ступени на другую; сокращение сроков обучения при переходе из одного учебного заведения в другое;