Проблема анализа произведений пейзажной лирики в программе, учебниках и школьной практике

1.

Анализ Программы по русскому языку для 1 – 4 классов

C целью выяснить, какие требования выдвигает программа по анализу произведений пейзажной лирики, мы изучили Программу по родному языку для начальных классов (Шевелева Н., Шифрисова Ф., Силиванова Ж., 1995).

Так, во втором классе учащиеся усваивают композицию текста, получают некоторые знания об обрядовой поэзии и обрядах.

Третьеклассники знакомятся с былинами, лирическими песнями.

Учащиеся четвертого класса учатся умелому использованию фразеологизмов, правильному выбору выразительных средств в своих творческих работах.

Результат анализа школьной программы показывает, что вопросу об анализе пейзажной лирики уделяется мало внимания. В Программе не вполне четко определены следующие требования:

1. К развитию эстетического переживания учеников:

а) умение выражать свое отношение к изображаемому автором языку произведения, аргументировать свою точку зрения;

б) умение эстетически переживать стихотворения о природе (что чувствовал и думал автор, какие слова нашел, какие словесные картины нарисовал, какое настроение выразил);

в) умение представить картину (-ы), нарисованную поэтом.

2. К формированию и развитию умений и навыков литературоведческого анализа пейзажной лирики:

а) наблюдать над языком лирических произведений;

б) использовать в собственной речи изобразительные средства языка: метафоры, сравнения, эпитеты и др.

в) использовать разные дидактические формы работы при анализе содержания текста.

3. К развитию творческих способностей детей при чтении лирических стихотворений.

4. К содержанию и методическим формам работы с музыкальными произведениями и живописью на уроках чтения пейзажной лирики.

2.

Анализ учебников по чтению для начальных классов

С целью узнать, какие вопросы и задания предлагаются учебниками по чтению при анализе лирических произведений, какие умения и навыки в связи с этим формируются у детей по созданию образов и картин природы, мы проанализировали учебники для чтения 2 – 4 классов.

Учебник для 2 класса «Радуга»

I

часть

(Н. Шевелева, Ф. Шифрисова, 1996)

Ученикам предлагаются такие вопросы и задания к текстам пейзажной лирики:

В. 6, с. 34 – С каким настроением пишут поэты о приходе осени? Есть ли разница?

В. 9, с. 34 – Какие краски осени вы увидели в стихах поэтов?

В. 13, с. 34 – Почему А. Пушкин изображает осень как «пышное природы увяданье»?

В. 14, с. 34 – Посмотрите на осеннее небо, как вы его опишете, что увидите?

В. 3, с. 73 – Какую картину вы представляете, читая первые три строки его стихотворения?

В. 4, с. 73 – . с чем сравнивается снег и сугробы?

В. 5, с. 73 – Какие сказочные чудеса вы увидели, прочитав стихи?

В. 7, с. 73 – Если будете в парке и в лесу, приглядитесь к деревьям и кустам. На что они похожи?

I

I

часть

(Ф. Шифрисова, Н. Шевелева, 1996)

В. 4, с. 19 – Найдите и прочитайте, с чем сравнивается буря в стихотворении «Зимний вечер».

В. 5, с. 19 – Какие еще сравнения вы заметили в стихах поэта?

В. 2, с. 33 – Какие слова рисуют яркие картины зимнего леса?

В. 4, с. 34 – Какими словами поэт Ф. Тютчев говорит об этом же?

В. 5, с. 34 – Почему о лесе в стихотворении Ф. Тютчева говорится, что он «не мертвец и не живой»?

В. 1, с. 48 – Как вы прочитали это стихотворение: громко или тихо? медленно или быстро?

Перейти на страницу: 1 2 3