Изучение школьной практики
3. Как учащиеся сумели передать свои впечатления, настроение, чувства.
Проанализировав сочинения, мы сделали следующие выводы.
Тему полностью раскрыли лишь 25,7% учащихся, недостаточно полно с заданием справились 57,1% детей. Не раскрыли тему 17,2% ребят.
Примеры сочинений
1. «Мне нравится золотая осень, потому что тогда в лесу очень красиво. Березки переоделись в желтые сарафанчики. Идешь по лесу, а под ногами шуршат уже опавшие листья. Листья иногда обманывают, смотришь вроде – гриб, а когда подходишь – там листочек. Дни стали короче. Начались дожди. Почти все птицы улетели на юг. В лесу стало тихо».
2. «Наступила осень. Деревья будто золотые, только сосны стоят зеленые, они как и елки никогда не желтеют. Когда подует ветер, листья падают, как золотые монетки. Все реже показывается солнце, если оно светит, то уже не греет. С каждым днем день становится короче, поэтому начинает рано темнеть, и приходится идти домой. Часто идет дождь.
Звери тоже готовятся к зиме».
3. «Наступила осень. В лесу деревья стоят желтые, только клен стоит красный. Пожелтела трава. Кое-где листья уже опали. Не слышно пение птиц, потому что они улетели в теплые края, но скоро прилетят снегири. Небо не голубое, а серое, и часто идет дождь. Когда нет дождя, а светит солнышко, в лесу очень красиво».
42,9% учеников в своих сочинениях при описании картин природы употребляли некоторые образные слова и выражения. Однако дети не совсем умеют создавать зрительные образы. Во многих сочинениях встречались такие выражения: «деревья желтые», «деревья будто золотые», «в золото одеты леса». Лишь несколько учеников в своих работах использовали сравнения. Например: « . листья падают, как золотые монетки», «Березки переоделись в желтые сарафанчики», «Лес почти уснул .»
В итоге в сочинениях ученики передали картину тихого леса, желтые листья деревьев и писали о том, как звери готовятся к зиме. Они не смогли описать свои чувства и настроения. Их сочинения скучны, однотипны. Школьники не сумели точно и красочно описать осенний лес. Свое настроение и чувства передали 60% учащихся. При этом они использовали следующие фразы: «В лесу очень красиво», «Мне нравится осень».
В работах учащихся очень мало сравнений и эпитетов, совсем нет метафор и олицетворений.
Анализ сочинений был проведен по следующим критериям.
1. Раскрытие темы сочинения:
а) раскрыли тему полностью;
б) тему раскрыли недостаточно;
в) тему не раскрыли.
2. Использование изобразительных средств языка при анализе образов и картин природы:
а) использовали образные слова и выражения;
б) не использовали образные слова и выражения.
3. Передача своего отношения, настроения к описываемому:
а) передали свое отношение, настроение;
б) не передали своего отношения, настроения.
Результаты констатирующего эксперимента занесены в таблицу 1.
Таблица 1
Результаты анализа сочинений учащихся 3 классов по теме «Золотая осень»
Критерии оценки |
1 |
2 |
3 | ||||
а |
б |
в |
а |
б |
а |
б | |
% |
27,5 |
57,1 |
17,2 |
42,9 |
51,7 |
60 |
40 |
Аналогичную цель преследовало задание нарисовать золотую осень в лесу. Анализ рисунков учеников 3 класса на тему «Золотая осень в лесу» проводился по таким критериям:
1. Раскрытие темы. С работой справилось 57,1% учащихся. 14,6% учеников не выполнили задания. Не совсем точно раскрыли тему 28,3% учащихся. Дети рисовали отдельные деревья, листья или позднюю осень, когда деревья голые, земля черная.
2. Умеют ли ученики рисовать по представлению. 51,4% учащихся при иллюстрировании использовали разнообразные краски: красные, желтые, темно-синие, коричневые. Остальные ученики использовали однообразные краски. Ребята не смогли применять умения и образные представления, полученные в процессе изучения темы «Осень». Рассмотрим некоторые примеры рисунков.
1-ая работа (см. Приложение 2, рис. 1)
Изображена осенняя поляна. Земля, т.е. трава, пожелтевшая. Деревья еще зеленые. Только кое-где встречаются желтые пятна (листья). Рассмотрев рисунок, можно утверждать, что ученик изобразил начало осени.