Изучение школьной практики

2-ая работа (см. Приложение 2, рис. 2)

На рисунке изображена коричневая (с различными оттенками) земля и деревья, одетые в такого же цвета наряд. Поэтому можно предполагать, что земля покрыта опавшими листьями. В середине рисунка изображена речка, которая разукрашена светло-синей мутной краской. Небо темно-синие.

3-ая работа (см. Приложение 2, рис. 3)

Голубое небо, ярко, красочно изображены деревья и листья на земле. Не имея достаточных представлений о золотой осени, ученица нарисовала сочную зеленую траву.

Таким образом, анализ рисунков учащихся показал, что не все ученики смогли передать в своих рисунках образы и картины природы, созданные своим воображением при чтении пейзажной лирики по теме «Осень».

Результаты анализа рисунков мы занесли в таблицу 2. Рисунки анализировались по следующим критериям.

1. Раскрытие темы:

а) тему раскрыли точно;

б) тему раскрыли неточно;

в) тему не раскрыли.

2. Способность рисовать по представлениям:

а) картины природы на рисунке переданы правильно;

б) картины природы переданы с некоторыми неточностями;

в) картины природы переданы неправильно.

Таблица 2

Результаты анализа рисунков учащихся 4 классов на тему «Золотая осень в лесу»

Критерии

оценки  

1

2

а

б

в

а

б

в

%

57,1

28,3

14,6

51,4

28,3

20,3

Выводы

1. Учебники по чтению для начальной школы содержат немало лирических произведений о природе лучших представителей художественного слова (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета). Стихотворения по своему содержанию и объему вполне доступны для восприятия и понимания детей 7 – 10 лет.

2. Иллюстрации к стихотворениям, помещеные в учебниках по чтению, не вполне отражают содержание иллюстрируемого произведения, имеют плохую окраску и низкий уровень исполнения, что затормаживает процесс усвоения детьми лирических произведений. Книги для чтения содержат мало репродукций картин художников, с работами которых знакомятся ученики начальных классов, что ограничивает их искусствоведческий кругозор.

Возможность использования музыкальных произведений при чтении пейзажной лирики учениками предусматривается только в 4 классе.

3. В школьной практике на уроках чтения пейзажной лирики учитель в основном проводит работу по содержанию стихотворения, выделению фактов, а также обращает внимание на формирование навыков выразительного чтения. Живопись используется редко, а музыкальные произведения не используются на уроках вообще.

4. Констатирующий эксперимент показал, что лирические произведения воспринимаются детьми неполно и неточно. Учащимся трудно воображать, фантазировать, творить. Они не умеют выражать свои чувства и настроения от прочитанного, не могут передать и свое отношение к описываемому автором (см. таблицы 1 и 2).

Перейти на страницу: 1 2 3