13 – 14 уроки
Тема:
Обобщающий урок на тему «Зима».
Цели:
1. Развивать у детей умения испытывать радость, получать удовольствие от повторного слушания произведений художественной литературы.
2. Развивать внимание детей к средствам художественной выразительности путем целенаправленных упражнений: заполнение пропусков в художественном описании предмета.
Ход урока
Перед уроком класс украшается рисунками, снежинками, репродукциями картин. Дети собираются за дверями.
– Ребята, хотите ли вы отправится в путешествие по зимнему лесу? Закройте глаза и представьте, что вы входите в заснеженный лес. (Звучит музыкальная пьеса И.-С. Баха «Шутка». Детей вводят в класс).
– Кто из вас что-нибудь увидел или услышал в лесу? Поделитесь с нами. (Ответы детей).
– Кто помнит, чем пахнет снег? (Снег пахнет свежестью, холодом, сыростью, зимой).
– Расскажите, какие снежинки вы видели? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кристальные, кружевные, легкие .)
– Помните, мы читали стихотворение о снежинке. Назовите его автора. (Ученик читает стихотворение).
– С чем вы могли бы сравнить снежинки?
Учитель: Дети:
Белые, как сахар, молоко .
Легкие, будто пух, пушинки .
Ажурные, словно кружево, кристалл, звездочки .
– Что делают эти легкие снежинки? (Они летают, падают, кружатся, ложатся, дрожат, качаются на качелях .)
– А можно ли сказать, что они шепчутся? Или так: снежинки танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим, и как этот прием в литературе называется? (Когда хотим наделить снежинки свойствами живых существ. Этот прием в литературе называется олицетворением).
– Давайте еще раз послушаем музыкальную пьесу И.-С. Баха «Шутка». И сами будем кружится как снежинки.
– А теперь , ребята, вспомните стихи, которые вы читали о зиме. Тот, кому больше всех понравилось стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает», подходит и садится за этот стол. А тот, кому больше понравилось стихотворение С. Есенина «Пороша», садится за этот стол и т.д. (Столы поставлены заранее, на каждом столе карточка с названием стихотворения).
– Теперь подготовьтесь к выразительному чтению. Определите в каждой из групп того, кто будет представлять вашу группу, т.е. читать наизусть выразительно стихотворение. После этого вы должны будете доказать, что именно ваше стихотворение очень красивое; рассказать, чем оно вам понравилось. (В защите участвуют все дети группы).
– Учитель открывает на доске ленту для слов со свободными окошечками:
Лес
Зима
Ветер