Общетеоретическая характеристика невербальных компонентов общения

Большинство исследователей разделяет мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для обсуждения межличностных отношений, передачи эмоций, а в некоторых случаях используется и вместо словесных сообщений. Невербальное общение, по утверждению Н.Н.Обозова (37, С.86), как бы наполняет общение живым человеческим содержанием и особенно важно при передаче эмоциональных состояний, выступая своеобразной формой обращения друг к другу.

В работе В.А.Лабунской (22) подвергнут обстоятельному обсуждению вопрос о функциях невербального общения. Говоря о том, что невербальное общение в межличностном взаимодействии многофункционально, автор указывает на ряд функций, из которых отметим наиболее существенные на наш взгляд. Итак, согласно В.А.Лабунской, невербальное общение:

- создает образ партнера по общению;

- выступает в качестве способа регуляции пространственно-временных параметров общения;

- выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений;

- является индикатором актуальных психических состояний личности;

- выполняет функцию экономии речевого сообщения;

- выступает в роли уточнения, изменения в понимании вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

- выполняет функцию разрядки, облегчения, регулирует процесс возбуждения.

Обратимся к вопросу о классификации невербальных элементов коммуникации. Следует отметить, что по невербальному каналу информация транслируется в самых разнообразных формах, которые в отличие от знаковых, всегда многозначны.

Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по сенсорным канала. Одна из таких классификаций представлена в статье М.Битяновой (2, С.2-15). Она, в частности, среди наиболее популярных в общении современных людей коммуникативных систем выделяет оптическую и акустическую.

К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т.д. . Анализ соответствующей литературы позволяет отнести к оптической системе и такую специфическую форму невербального человеческого общения, как контакт глаз.

Акустическая система представляет собой различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения. Не меньшее значение, как отмечает М.Битянова, имеют и разнообразные вкрапления в речь – паузы, покашливание, смех и прочее.

Помимо указанных двух наиболее важных систем, человек использует в общении и такую систему, как кинестетическая системе – прикосновения, информационная ценность которых связана в основном с такими параметрами, как сила, давление.

Немаловажное место занимает в общении ольфакторная система, включающая в себя вкус и обоняние. По мнению специалистов (М.Битянова, В.А.Лабунская), они в наименьшей мере задействованы в коммуникативном процессе на уровне сознания, однако при этом отмечается, что вкус и обоняние независимо от нашей воли, на подсознательном уровне активно участвуют в общении и влияют на взаимоотношения людей.

Совершенно особое место среди невербальных средств коммуникации занимают пространственно-временные характеристики ситуации общения.

А.А.Леонтьев предлагает классифицировать неречевые компоненты общения на несколько типов в зависимости от их роли в процессе общения:

- «поисковые» компоненты, учитываемые говорящим и слушателем при ориентировке, предшествующей общению;

- сигналы, используемые для коррекции уже установившегося общения;

- регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание, и сигналы, идущие от коммуникатора (говорящего) и «запрашивающие» слушателей о понимании;

- модуляции общения, то есть реакции говорящего и слушателей на изменение условий общения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7