Особенности пространственного мышления речи у детей с дизартрией
Введение.
Важность изучение пространственного мышления определяется недостаточной изученностью закономерностей пространственного мышления у детей с ТНР (в частности, у детей с дизартрией). А данный вопрос очень важен, так как дети данной категории испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов и оперировании ими.
Исследования психологической природы пространственного мышления имеет, поэтому не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессиональных важных качеств.
В данной работе мы постараемся выяснить уровень пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с дизартрией с помощью специально подобранных методик и определить результаты проведенного исследования – (цель).
Цель Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
Подобрать методики по исследованию пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с дизартрией;
Определить уровень развития пространственного мышления у детей данной категории;
Сформулировать выводы по результатам диагностики.
Предметом исследования является изучение особенностей пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Объект исследования – дети данной категории.
Общая характеристика пространственного мышления;
Одной из основных задач специальной психологии является изучение закономерностей интеллектуально развития учащихся с ТНР (в частности, с дизартрией). Важной стороной этого развития является пространственное мышление, обеспечивающее ориентацию в пространстве, эффективное усвоение знаний, овладение разнообразными видами деятельности.
Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине), о протяженности объектов пространства (высокий-низкий, длинный-короткий) и т. п.
Основными качественными показателями пространственного мышления являются:
Тип оперирования пространственными образами
Широта оперирования с учетом используемой графической основы
Полнота образа (преимущественное отражение в нем формы, величины, пространственного положения объектов)
Используемая устойчиво система отсчета (пространственная ориентация «от себя», от произвольной точки отсчета)