Особенности пространственного мышления речи у детей с дизартрией
Методики и результаты исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией.
Данный анализ проводился на основе экспериментального изучения детей с дизартрией младшего школьного возраста СШ № 18, 9 (первые классы) численностью 15 человек.
Задание №1
Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.
Усвоение ориентировок слева-справа.
1. Стихотворение В.Берестова.
Стоял человек на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и пол подметал,
«Победа!» – раздался ликующий крик:
Где право, где лево узнал ученик.
2. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой и правой стороны).
Мы в строю шагаем браво.
Мы науки познаем.
Знаем лево, знаем право.
И, конечно же, кругом.
Это правая рука.
Ох, наука нелегка!
«Стойкий оловянный солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
3. Уточнение пространственных взаимоотношений.
стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;
по инструкции расположить предметы слева и справа от данного;
определить место соседа по отношению к себе;
определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я стою справа от Жени, а Женя – слева от меня.»);
стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левую руку, правую руку и т.д.
4. Игра «Части тела».
Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
5. «Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног.
Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
6. Определить по сюжетной картине, в какой руке у персонажей картины называемый предмет.
7. Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа.
Раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».
8. Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов. Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.
Усвоение направлений «вверх-вниз», «сверху-снизу».
Ориентировка в пространстве:
Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).
Ориентировка на листе бумаги:
Нарисуй в верхней части листа кружок, в нижней квадрат.
Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого – красный.
Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.