Исправление речевых ошибок.
Вернувшись из рейса, я показал папе свои новые рисунки.
Анализ языковых средств:
Подберите фразеологизмы, имеющие следующие значения: дать себя перехитрить, распекать кого-то, хранить упорное молчание (даны фразеологизмы: в рот воды набрать, попасться на удочку, метать громы и молнии).
В работах Ф. П. Сергеева указана система упражнений по предупреждению ошибок согласно их классификации. Его типология выглядит следующим образом:
Предупреждение речевых недочетов – объяснение слов и фразеологизмов. К этой группе упражнений относятся:
А) словарные упражнения:
составить предложения с данными словами: покров, жалость, жюри, доверие;
выясните значение слов при помощи толкового словаря: соратник, владеть, подчиненный;
подберите синонимы к словам: тайна, любоваться, бранить.
Б) Ознакомление учащихся с основными видами речевых недочетов и правки текста:
исправьте ошибки в предложениях: На одно время мальчики забылись (растерялись);
найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.
Она поборола боязнь и страх. Он негодовал от возмущения;
исправьте предложения, избежав повторений.
Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
В) Упражнения на лексическую сочетаемость:
составить предложения с данными устойчивыми сочетаниями: играть роль, одержать победу;
составьте словосочетания, употребив слова в скобках в нужной форме: вести (беседа), (вкусный) яблоко.
Предупреждение грамматических ошибок:
А) Найти ошибки в образовании частей речи: Вот такая разноязыковая наша страна. У него беззаботливый характер;
Б) Предупреждение ошибок в именах существительных и прилагательных:
согласование прилагательного с существительным: (долгий) путь, (серый) мышь, (картофельный) пюре;
допишите окончания прилагательных и глаголов: густ… ковыль, степь зазеленел…;
В) Предупреждение ошибок в местоимениях:
исправьте ошибки в употреблении местоимений.
Вася подарил Марусе куклу, но она скоро умерла. Отец Пети ушел на фронт, когда ему было три года;
перестройте предложения, избежав повторений местоимений.
Меня окружили незнакомые мальчики и пригласили меня купаться.
Г) Предупреждение ошибок в глаголах, причастиях, деепричастиях:
составьте словосочетания с глаголами вооружать (кого? чем?), выразить (кому? что?);
найти ошибки.
У него были вьющие волосы. Мы увидели в реке купающих коней;
исправить ошибки в предложениях.
Придя первый день на участок, нам дали задание.
Д) Предупреждение ошибок в простых предложениях:
укажите ошибки.
Стукнул по голове волка Яша. Он подыскал надежного себе помощника. После операции он стал не выступать на сцене. Пушкин он написал много произведений.
Е) Предупреждение ошибок в построении сложных предложений:
устраните ошибки в предложениях:
Разведчик вернулся, то все стали активно готовиться к выполнению задания. Мы едем в школу, бывает туман.
М. С. Соловейчик несколько иначе подходит к типологии упражнений по предупреждению речевых ошибок. Она считает, что «обучение школьников соблюдению требований культуры речи хотя и имеет место на уроках русского языка, но проводится беспорядочно, в слишком малом объеме». [32, 279] Для решения данной проблемы автор предлагает «сочетание работы над тем или иным вопросом культуры речи с изучением основного программного материала». [39, 23]
В своих работах М. С. Соловейчик приводит фрагменты уроков русского языка по разделу «Состав слова» во 2 классе. [39, 23] Рассмотрим примеры некоторых упражнений.
1.Тема “Родственные слова”. Детям предлагается пары слов: дом – домик, гриб – грибок, и предлагается ответить на следующий вопрос: “Как вы думаете, можно ли сделать такой вывод: раз эти слова близки по значению, то они всегда могут заменить друг друга в нашей речи?” Детям предлагаются предложения: Построили большой домик. Нашли крохотный гриб. Делается вывод после анализа предложений.
В учебнике «Русский язык» 2 класс [9,85] приводятся подобные упражнения:
прочитайте, вставляя подходящие по смыслу слова.
2. При знакомстве с корнем даются предложения для редактирования:
Летчики переночевали ночь в лесу. 7 ноября весь народ празднует праздник. В рассказе рассказывается о животных.
Дети выделяют корни у родственных слов и делают вывод «употребление рядом или близко однокоренных слов создает неблагозвучие, его всегда можно избежать, обратившись к богатым возможностям нашего языка». [39, 23]