Исправление речевых ошибок.

3.Тема «Приставка». Задание детям: «исправить ошибку в слове учувствовал, выделите ту часть, которая выбрана неверно».

4.От слов, называющих действие, образуйте однокоренные слова, называющие предметы.

5.Спишите. Выберете из двух слов, данных в скобках, одно, правильное для данного предложения:

Около школы вьюга (намела, замела) большой сугроб.

Около школы вьюга (намела, замела) все дорожки.

Как видно из рассмотренных примеров, уроки русского языка представляют большие возможности органичного сочетания работы над вопросами культуры речи с изучением грамматико-орфографического материала.

Аналогичную работу М. С. Соловейчик предлагает проводить и в рамках раздела «Части речи». Примеры заданий:

1 класс. Тема. Слова в, из, к, на. [8,97]

Составьте пары слов, правильно выбирая в или на, из или с.

работу

Идут… завод

фабрику

завода

Возвращаются… работы

фабрики

школу

Идут… магазин

институт

школы

Возвращаются… института

магазина

2 класс. Тема. Части речи. [9,127]

Составьте пары слов, распределяя их по столбикам в зависимости от рода имени существительного. Запишите их, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

М. р. какой? ж. р. какая?

– … … …

Ср. р. какое?

Месяц, луна, солнце – ярк…; костюм, рубашка, платье, пальто – нов…; арбуз, вишня, яблоко – красн…; джем, начинка, варенье, повидло – вкусн….

3 класс. Тема. Три склонения имен существительных. [10,55]

Составьте по три словосочетания с каждым из имен существительных. В первом из них слово должно отвечать на вопрос где?, во втором – куда?, в третьем – откуда? Укажите склонение, падеж. Выделите окончания, подчеркните предлоги

Пустыня, Сибирь, Украина, Кавказ.

Приведенные примеры упражнений не исчерпывают всего разнообразия упражнений, которые используются в работе по культуре речи. «Показаны те примеры, которые предоставляют богатые возможности для обучения грамматике и орфографии с расширением речевого опыта детей, с совершенствованием их умений пользоваться средствами языка». [40, 34]

Для накопления опыта использования средств языка М. С. Соловейчик предлагает «обобщенную типологию упражнений, помогающих младшим школьникам учиться формулировать мысли в соответствии с требованиями культуры речи». [32, 281]

Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте.

«Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить…, слово, рисующее…, точно называющее…, подчеркивающее…» – вот некоторые из предлагаемых заданий.

Очень эффективным приемом является лингвистический эксперимент, при котором текст «портится» для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности, выразительности авторского варианта.

Под голубыми небесами,

Необозримыми коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит…

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит…

Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств. Для подготовки такого упражнения нужна картотека детских ошибок. Учитель обращается к той или иной ее рубрике в зависимости от грамматико-орфографической темы урока.

Конструирование единиц из заданных элементов более низкого уровня: словосочетаний и предложений из слов, слов из морфем. Подобные упражнения имеются в учебнике «Русский язык» 2 класс [9, 52], тема «Состав слова». Приведем пример: «От слов летел, кричал, вез, крыл, нес образуйте слова с приставками за-, на-, от-, пере-, по-. Запишите слова, выделите приставки.

Составьте предложения со словами: залетел, отлетел, налетел, перелетел». [9, 49]

Трансформация конструкций, например изменение порядка слов, их пропуск, соединение двух предложений в одно.

Не было ветра, но все листья падали и падали в саду.

5. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли и т. д. Например, глядя на картинку, подобрать такие слова, которые помогли бы передать…

Проанализировав различные типы упражнений, отметим их разнообразие. На наш взгляд, наиболее оптимальный вариант работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников представлен в работах М. С. Соловейчик. При этом наиболее интересным и продуктивным заданием, по нашему мнению, является редактирование текста. Задания подобного рода мы использовали в экспериментальной работе, т. к. данные упражнения доступны и интересны для учащихся второго класса и их использование наиболее продуктивно при исправлении типичных речевых ошибок младших школьников.

Перейти на страницу: 1 2 3 4