Исправление речевых ошибок младших школьников в условиях экспериментального обучения.
Для проведения формирующего эксперимента была разработан комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся второго класса. ( см. Приложение 3) При этом под комплексом
понимается «совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое».[35, 356] Профилактика гайморита как вылечить гаи морит профилактика Солнышко.
Комплекс включал в себя 42 упражнения на редактирование текста. Комплекс упражнений был составлен на основе примеров ошибок, которые допустили дети, и дополнен другими примерами. Учащимся предлагалось выполнить по одному упражнению на каждом уроке русского языка в период с января 2000 по апрель 2000 года. Ученики выполняли следующие типы упражнений.
Упражнения на построения предложений (простых и сложных).
Упражнения на устранение повторов в речи.
Упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и в построении словосочетаний.
Упражнения на устранение различных речевых ошибок.
В ходе экспериментального обучения данные виды упражнений чередовались. Детям предлагалось для разбора 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания, в которых были допущены ошибки.
Первый тип заданий – упражнения на построение предложений
.
Пример. Урок на тему «Непроизносимая согласная в корне слова».
Работа по исправлению речевых ошибок выглядела следующим образом.
Учитель предлагает детям выполнить задание к упражнению: Найдите в предложении лишнее слово: « В саду собирают яблоки, фрукты, груши».
Какое слово лишнее?
Фрукты.
Почему слово «фрукты» лишнее?
Потому что слово «фрукты» включает в себя и яблоки, и груши.
Каким другим словом можно заменить «фрукты»?
Сливы, персики, абрикосы и т. д.
Аналогично велась работа и над другими предложениями: «На празднике было много детей, мальчиков, девочек. На лугу растут чудесные ромашки, цветы, колокольчики».
Второй тип заданий – упражнения на устранение повторов в речи.
Как показал анализ констатирующего эксперимента, повтор одних и тех же слов в рамках небольшого контекста является одной из самых распространенных ошибок в письменных работах учащихся. Следовательно, упражнениям данного вида уделялось особое внимание.
Пример. Урок на тему «Предлоги и приставки».
Учитель предлагает детям прослушать отрывок текста.
Послушайте небольшой рассказ и найдите в нем ошибки.
Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.
Какую ошибку вы нашли в данном тексте?
В каждом предложении повторяется слово «побежали».
Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе?
Погнались, понеслись, направились, пустились.
Каким из слов, названных вами, заменим слово «побежали» в предложении «За ними побежала стая волков».
Погналась.
Какое слово употребим вместо «побежали» в предложении «Лоси побежали к сторожке».
Пустились.
Запишите в тетрадях исправленный текст.
«Лосиха с лосенком побежали. За ними погналась стая волков. Лоси пустились к сторожке».
Третий тип заданий – упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и построении словосочетаний.