Исправление речевых ошибок младших школьников в условиях экспериментального обучения.
Пример. Урок на тему «Изменение имени существительного по числам».
На доске написаны словосочетания:
У меня много делов
Ждут каникулов
Ходят без польт
Учитель предлагает задание:
Прочитайте первое словосочетание и скажите все ли в нем верно? Какое слово употреблено неправильно?
Делов.
Как нужно правильно сказать?
У меня много дел.
Запомните, как нужно говорить правильно, запишите это словосочетание в тетрадь. В следующем примере найдите и исправьте ошибку самостоятельно.
Прочитайте, что у вас получилось?
Ждут каникул.
Какое слово употреблено неправильно в последнем словосочетании?
Польт.
Кто знает, как нужно сказать правильно?
Пальто.
Запишите исправленное словосочетание в тетради.
Четвертый тип заданий – упражнения на устранение различных речевых ошибок.
Пример. Урок на тему «Знакомство с именем прилагательным».
На доске написаны предложения
По дорожке бежал молодой щенок.
На поляне красуется красавец клен.
Прочитайте первое предложение.
Какую ошибку вы заметили?
Слово «молодой» лишнее.
Почему?
Потому что щенок – это молодая собака.
Запишите исправленное предложение в тетрадь.
Какая ошибка допущена во втором предложении.
Сочетание слов красавец клен.
Что вам не нравиться в этом примере?
Два родственных слова стоят рядом друг с другом, и это звучит некрасиво.
Как можно исправить это предложение?
На поляне растет красавец клен. На поляне красуется клен. На поляне красуется чудесный клен.
Какой вариант выберем?
На поляне растет красавец клен.
Запишите это предложение в свои тетради.
Подобная работа велась и на других уроках русского языка. При этом менялись формулировки заданий в зависимости от типа выполняемого упражнения и содержание задания.
Как показало наблюдение, учащиеся проявляли большой интерес к выполнению подобных упражнений. Особенно детям нравилось находить ошибки в предложенных примерах и предлагать свои варианты верных ответов. Второклассники успешно справлялись с этой работой. Иногда на одну и ту же ошибку дети предлагали несколько способов ее исправления. Учитель вместе с детьми искали наиболее удачный вариант и записывали его в тетрадь. Все упражнения выполнялись в отдельных тетрадях, которые в конце урока сдавались учителю.
Большое внимание уделялось аргументированию своего ответа и объяснению, почему в данном предложении или словосочетании слово выбрано неверно. Это делалось в том случае, когда объяснение было доступно детям. Иногда дети интуитивно чувствовали ошибку, но затруднялись объяснить, что неверно. Тогда учитель наводящими вопросами подталкивал их к верному объяснению.
С целью проверки эффективности разработанного комплекса упражнений был проведен итоговый срез по выявлению речевых ошибок в письменных творческих работах учащихся второго класса.