Искусство обучения.
В процессе обучения обязательны два человека: учитель и ученик, и между ними проходит какая-то деятельность.
Обучение – общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта и воспроизведение.
Структура деятельности человека:
Цель (порождает)
Мотив
Потребность (побуждает к деятельности)
Какие действия производит
Какими средствами
Через какой предмет
Результат
Цели:
1) Образовательная: получение каких-то знаний, основ.
2) Воспитательная (первичная): вырастит человека-идеала: доброта, красота, истина.
Модель учебного процесса:
Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащегося, которые направлены на решение задач обучения (способ продвижения к истине).
Методы обучения:
1) Словесные методы (устные, печатные, рассказ, лекция, дискуссия, объяснение).
2) Наглядные методы (схемы, диафильмы).
3) Практические методы (упражнения, (устные, письменные), практическая работа, лабораторная работа).
Выбор метода зависит от:
От учителя, от учащегося, от предмета, от времени, отведенного для изучения данной темы.
Средства обучения материальный объект, который может быть использован для усвоения знаний.
ТСО – технические средства обучения (видеоматериалы, программированное обучение).
Формы обучения – специальная конструкция процесса обучения.
1) Классно-урочная форма обучения:
«–» Ученики с разным темперамента, с разным уровнем развития.
«+» Ученики находятся в коллективе, проходится единая программа, четкий график обучения (40 минут – урок, 10 минут – перемена).
2) Индивидуальная форма обучения.
3) Бел-Ланкастерская: (большого распространения не получила)
«–» Качество обучения достаточно низкое.
«+» Массовое обучение.
4) Батовская система (конец XIX – начало XX США).
Предлагается создать 4 класс, которые бы объединили с одинаковыми способностями:
1. основные классы.
2. классы для малоспособных.
3. вспомогательные класса (для умственно-отсталых)
4. переходные классы (изучение иностранных языков) была широко развита в Германии, в Австралии до сих пор существует эта система, В Англии существуют типы таких школ.
5. Создание сети лабораторий или сети мастерских. Уроки заменяются занятиями в лабораториях и мастерских.
«–» Уровень развития невысок (не объясняется новый материал)
«+» Лучшее закрепление материала, закрепление практических знаний.
На уроке необходимо учитывать, когда действует восприятие, усвоение информации, как используются мотивации, наклонности учения, чтобы лучше усвоить материал:
1. Познавательный процесс.
2. Мотивация учения.
3. Напряжение, с которым работает объект и субъект процесса обучения.
Ученик получает знания, навыки, умения.
Правила природосообразности:
1. Педагогический процесс учит возрастные и индивидуальные способности учащегося.
2. Необходимо развивать самообразование, самовоспитание, самообучение учащегося.
Принципы:
1) Принцип гуманизации (социальная защита человечества формирование правильного человека, на базе уважения к ребенку).
2) Принцип целостности.
3) Принцип демократизации (выбора) участники педагогического процесса имеют право выбрать то учебное заведение, которое им лучше, право самообразование.
4) Принцип культуросообразности: в педагогическом процессе необходимо использовать культуру.