Как составить и решить задачу по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Первое, что предложили ученики, - это проверить, правильно ли в данной задаче они выделили слова. Ход был гениально простой: стереть с доски все слова, кроме выделенных. Получилось следующее:
.двумя булочками . тремя булочками . двумя булочками.
Сколько всего булочек?
Исключение части слов не повлияло на математическую модель задачи, то есть мы совершенно безболезненно можем понять, а следовательно, решить данную задачу. Немного погодя у нас родился второй способ выделения величин: не подчеркивание важных слов, а удаление несущественных (обратите внимание: дети сами нашли для себя более простой метод - метод исключения). Ученики подтолкнули меня к созданию нового вида заданий: каждая группа получает свой текст задачи; надо закрасить маркером все слова, оставив только важные. Соблюдается условие: текст с закрашенными словами передается по кругу другой группе, которая должна будет понять и решить задачу. Критерием правильности выступает возможность восстановления математической модели (не сюжетной!).
В процессе обсуждения выясняем, что выделять следует составные: числа (буквы) и наименование при них; действующие лица там, где есть сравнение; слова, указывающие на действия. Последнее указание надо тоже изучить подробно.
Хочу заметить, что процесс обработки текста важен не только в решении задач. Существует у учеников еще один любимый "штамп": "Я не понял задание". А что это значит? Казалось бы текст написан по-русски, чего же тут не понять? Проблема в том, что его нужно "перевести" с русского на математический язык и наоборот. Ребенок не выделяет для себя понятие, не видит указаний на совершение действий.
Итак, начав с решения простейшей задачи для первого класса, мы с вами столкнулись с более значимой проблемой - проблемой текста в математике. Каждый новый ответ в решении этой проблемы порождает несколько новых вопросов.
Мы прошли нелегкий путь знакомства с математическим текстом, а также важным шагом выделения величин. Познакомимся со следующими шагами:
3. Фиксирую условие схемы.
4. Пишу формулы.
5. Вычисляю, записываю ответ.
6. Возвращаюсь к тексту задачи, делаю проверку.
Причем такие важные моменты, как фиксация условия задачи схемы, запись формулы и вычисление с записью ответа, следует рассматривать в комплексе.
Для того чтобы увидеть, действительно ли ребенок умеет соотнести текст и схему, удобно воспользоваться обратной задачей: не по тексту изобразить схему, а по схеме восстановить текст.
На уроках контроля можно предложить проверить, правильно ли составлена схема по задаче. В этом случае можно воспользоваться приемом, предложенным Э.И. Александровой для установления взаимнооднозначного соответствия, - это проведение "дорожек" от слова к его изображению в схеме.
Для формирования действия контроля за результатом отлично подходят задачи, содержащие несколько вопросов или задачи, в которых идет указание на поиск нескольких величин словами "Найдите каждый…". Последний шаг – это оценка правдоподобности результата.
Действие оценки можно выделить в самостоятельные задания, которые могут звучать так: "Прочитав задачу, исключи те варианты ответов, которые противоречат сюжету", "Выбери те варианты, которые могут появиться в результате".
Отдельно следует рассматривать чисто математическую прикидку, которая будет зависеть от модели задачи. Чаще всего она заключается в соотнесении частей и целого, проверке использования различных величин в одном действии, а также в проверке используемых мер или наименований.