Роль классного руководителя в формировании личности подростка.
Воспитательная работа со школьниками среднего возраста – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова. Который должен осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о педагоге, классном руководителе. «Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему поверяются детские тайны».1
Сегодня существуют разные мнения по поводу необходимости классного руководства в школе. Интересны результаты социологических исследований по этой проблеме. Всего опрошено 1200 человек. 80% ответов говорят о том, что роль классного руководителя трудно переоценить, особенно в наше время, когда родители заняты поддержанием материального положения семьи.
1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М., 2001 г., с.3
Отвечая на вопрос: «Сколько времени вы уделяете общению с собственным ребенком?», родители приводят следующие цифры (см. график 1):
|
График 1
В тоже время 10% опрошенных родителей считают, что институт классных руководителей себя изжил, но как показал анализ это семьи, в которых матери не работают и сами занимаются воспитанием. Таким образом, можно сделать вывод, что роль классного руководителя, по мнению большинства родителей, является важной и необходимой. Значимость деятельности классного руководителя подтверждают сегодняшние социально-экономические условия, в которых идет формирование личности ребенка.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности, овладеть методиками воспитания.