Задачи педагогической науки.
Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям, прежде всего классы постоянных и временных задач
.
Постоянные задачи.
Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей
в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают воспитанность, обученность, развитость личности в конкретных ее параметрах. Различают связи закономерные и каузальные. Закономерные – удовлетворяющие определённым критериям:
· объективность
связи, т.е. независимость от желания, настроения, вкусов участников педагогического взаимодействия.
· всеобщность
, т.е. проявление связи в работе любого учителя, который следует предписаниям данной методики.
· повторяемость
, т.е. способность связи воспроизводиться в аналогичных ситуациях.
Существуют случайные (каузальные) связи в обучении и воспитании. Основной причиной возникновения каузальных связей чаще всего оказываются отвлекающие временные психические состояния школьников.
Изучение и обобщение практики и опыта
педагогической деятельности, т.е. непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся также является постоянной задачей педагогической науки. Изучение, оценка, обобщение, интерпретация педагогического опыта не поддаются решению раз и навсегда. Наука не может дать полного и исчерпывающего его отражения. В образовательном процессе имеется много находок разного масштаба: от мельчайших крупиц до масштабных решений педагогических задач. В области методологии изучения педагогического опыта отмечаются две тенденции:
· изучение, оценка и обобщение передового
и отрицательного
педагогического опыта.
· применение компьютерных технологий
как инструмент фиксирования, классификации, хранения и распространения педагогического опыта.
В ряду постоянных задач важнейшее место занимают задачи разработки новых методов
, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
Также к важнейшим постоянным задачам относится прогнозирование образования
на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, системами управления.
Среди новых постоянных задач выделяется задача внедрения результатов исследований в практику.
Разработка теоретических и методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики также относится к постоянным задачам.
Временные задачи.
Число, масштабы, сложности, наукоёмкость, непредсказуемость, острота отражают разнообразные задачи, условно выделяемые как временные:
· Создание библиотек электронных учебников;
· Разработка тестов уровней педагогического мастерства;
· Разработка стандартов педагогического профессионализма;
· Выявление типичных стрессоров в работе учителей;
· Создание дидактических основ обучения хворающих школьников;
· Выявление факторов выбора будущей профессии школьниками;
· Анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик;
· Анализ причин возникновения познавательной лености студентов;
· Природа стимулов учебной активности будущих учителей;
и бесчисленное множество других. Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки.