Система педагогических наук.
Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста запасов новых знаний возникают новые отрасли теоретических и прикладных данных, фундаментальных представлений о закономерностях в новых областях педагогики, образования, воспитания, управления их структурами, что приводит к тому, что формируются и получают признание новые отрасли наук об образовании. Среди отраслей педагогики есть и совсем «молодые», и те, которые имеют многовековую историческую давность.
В общепризнанный перечень педагогических наук в настоящее время принято включать:
· Ясельная педагогика.
Изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с психологией, физиологией, медициной.
· Дошкольная педагогика.
Представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста.
· Педагогика школы.
Относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Школьная педагогика, как наука является базой для построения вузовской педагогики.
· Педагогика профессионально-технического образования.
Изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.
· Педагогика среднего специального образования.
Находится на стадии становления и формирования. Наблюдаются факты активизации научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования
· Педагогика высшей школы.
Выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма. Её развитие обусловлено несколькими факторами:
v Фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях.
v Фактор преемственности со школьной педагогикой.
v Фактор сочетания традиционных форм обучения с новыми.
· Производственная педагогика
. Изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.
· Военная педагогика.
Вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения военнослужащих всех рангов. Элементы военной педагогики встречаются в общеобразовательных школах и в ВУЗах.
· Социальная педагогика.
Содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и совместного образования детей и взрослых.
· Педагогика третьего возраста.
Разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста. Педагогика третьего возраста находится в стадии становления. Педагогические разработки для создания оптимальной реализации опыта пожилых людей, их нормального, здорового режима жизнедеятельности, ведутся на границе с медициной и геронтологией.
· Исправительно-трудовая педагогика
(Педагогика пенитенциарных учреждений). Содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые преступления. Существуют детская и взрослая отрасли исправительно-трудовой педагогики. Взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.