В своих высказываниях Миропольский подчёркивает любовь к песне у русского народа, приводя различные случаи из русского быта , связанные с песней.
Говоря о методах обучения пению Миропольский отмечает, что:
1. «голос формируется не раньше 8-9 летнего возраста, с этого времени и следует начинать обучение пению»
2. «пение по слуху и пение по нотам представляет две стадии в обучении этому искусству»3).
Вместе с тем, Миропольский допускает в начальном периоде графическое или цифровое изображение высоты звука, но наряду с этим, не отрицает трудностей обучения нотной грамоте и подробно разбирает эти трудности. Поэтому в начальном периоде обучения он допускает графическое изображение звуков («лестничка»). Особенно рекомендует цифровой метод, и отмечает, что обучение по цифровому методу не исключает в дальнейшем обучения по нотам, также как обучение по печатным буквам не исключает обучения письму.
Основные принципы обучения:
1. «Чтобы дети научились представлять всякий данный звук в уме».
2. «Рядом с мелодиями должны идти упражнения в сольмизации».
3. «Все упражнения должны иметь осмысленный характер».
4. «Как скоро дети утвердятся в правильном и отчетливом выполнении простеньких пьес среднего темпа… следует переходить к пению двухголосному».4).
Однако Миропольский не указывает точно, ни когда по времени возможен переход к двухголосию, ни как, какими методами его осуществлять.
Книга С. И. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального воспитания в России и на Западе.
Большую популярность приобрела двухчастная «Методика пения» Алексея Николаевича Карасева
. Он придает изучению пения не только музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает, что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа.
Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению:
1. «Развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем органов голоса, речи и дыхания».
2. «Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к практике…»5).
А также ряд задач:
1. «Научить детей петь начальные молитвы и песнопения «с голоса», но предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос».
2. «Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса…»6).
Карасев утверждает, что большинство детей наделено хорошим слухом, но при этом отказывает им в творческих возможностях: «Не имея способностей творчества самостоятельной мелодии, ребенок более склонен к подражанию»7).
Большое внимание Карасев уделяет нотной грамоте, необходимость изучения которой он настойчиво подчеркивает: «При пении «с голоса», человек блуждает в потемках, оказывается беспомощным в каждом новом случае»8).
А. Н. Карасев, подобно С. И. Миропольскому, считает разумным начинать обучение с более легких способов записи. Цифровую нотацию он описывает следующим образом: «Первая нота гаммы – цифрою 1, вторая – 2 и т. д. … ноты выше 8 – следующая октава, имеют точку над цифрою, а нижняя октава точку под цифрою»9).
Занятия начинались с освоения одного из звуков, обычно это был звук «до» первой октавы. Ученики пели его сначала целыми длительностями, затем половинными, четвертями, далее переходили к простейшим ритмам. Освоение одного звука продолжалось до тех пор, пока все учащиеся не добивались чистого пения. На одном звуке пели молитвы, песнопения, народные прибаутки.
После чисто спетого звука «до» переходили к звуку «ре», добивались чистого пропевания секунды, и аналогичный музыкальный материал уже охватывал два звука. Далее следовал третий звук «ми» и работа на трех звуках продолжалась в том же плане.
Но в дальнейшем обучении Карасев отвергает этот способ обозначения, считая, что «Обучение по цифрам с каждым шагом будет показывать деланность и неестественность преподавания, а потому и не имеет за собой прочных дидактических оснований»10).
В противовес цифровому Карасев выдвигает буквенный способ обозначения: «Названия нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты – цифрой поставленной над буквой»11) Например: «до» – а, «ре» – у, «ми» – и, «фа» – о, «соль» – е, «ля» – я, «си» – ю. Так как этот способ не дает никакой наглядности, представления о движении мелодии, то учащиеся должны предварительно запомнить все звуковые отношения. Этому помогает «лестничка»: о