Выявление и работа с одарёнными детьми.
Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое количество психологических тестов для выявления различных видов одарённости:
-психомоторной
-интеллектуальной
-творческой
- в сфере общения
В дальнейшем будет проанализирована литература по творческой одарённости детей.
Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К. Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления.( Голлах, Коган, Джаксон и Мессик, Гилфорд, Торранс).
Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных зарубежными и отечественными психологами:
1.
Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и оригинальность.
2.
Перечислить последствия гипотетической ситуации:
Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
3.
Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое слово начинается с заданной буквы. (В М С К)
4.
Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для общеупотребительных слов ( книга).
5.
Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник, полукруг).
6.
Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить это в изображение различных предметов.
7.
Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых предметов в сложном рисунке.
8.
Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.
9.
Закончи начатую сказку.
Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом основании можно судить о творческих способностях ребёнка.
При разработке индивидуальной программы встаёт вопрос о выявлении детей со способностями к литературному творчеству. Учитель, вводящий ребёнка в художественное творчество, должен уметь определить, обладает ли он теми психологическими предпосылками, которые необходимы для создания художественного образа.
О готовности ребёнка к введению в художественное творчество свидетельствуют некоторые качества его игрового поведения, которые могут выступать, как своеобразные индикаторы и вполне доступны наблюдению внимательного взрослого.
Можно выделить пять качеств, важных для дальнейшего художественного развития, они возникают в процессе сюжетно-ролевой игры.
Что же это за качества ?
1.
Лёгкость принятия роли в сюжетно-ролевой игре и обращение к выразительным средствам в ролевом поведении ( мимика, пантомимика).
2.
Способность придумать, что должно случиться с игровым персонажем, т.е. способность к игровому сюжетосложению.
3.
Планирование последующих игровых действий, согласование их с партнёром, что свидетельствует о наличии замысла.
4.
Словесное замещение предметных игровых действий.
5.
Попытки выразить отношение к игровому персонажу.
Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно с помощью этих свойств индикаторов составить себе представление о том, насколько готов ребёнок к творческой работе, к тому, чтобы стать автором. Предпосылки могут никогда не стать способностями, если не помочь ребёнку пересечь границу между игрой и искусством, если не создать определённых педагогических условий.