Воспитание детей первыми христианами
Чтобы нам лучше понять правил христианского воспитания детей, познакомимся сначала с тем, как воспитывали детей своих первые христиане.
Первые христиане не только сами заботились приблизиться к Богу, но и все усилия свои направляли на то, чтобы и дети их были достойными христианами. К этому было направлено все воспитание и образование, какое огни старались дать им.
Прежде всего, древние христиане старались заложить в детский ум живое познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впитывали, так сказать, еще с материнским молоком.
Вместе с понятием об Искупителе детям внушали и высокое учение Его о Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, таких как: о едином Боге, вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу; говорили об обязанностях детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий; почитать родителей и старших; говорили о терпении, прощении обид и незлобии; скромности, стыдливости, смирении, покорности, молчаливости, благотворительности и целомудрии.
Некоторые из христиан все умственное образование детей ограничивали одним словом Божиим. Другие, наоборот, не боялись вводить в круг образования христианского юношества некоторые книги и науки, изучаемые в языческих школах.
Глубокие и обширные познания некоторых Отцов Церкви в философии, истории, естественных и других науках, беседы их с юношами и научных предметах показывают, что и сам они были чужды и детей не хотели отчуждать от учености, лишь бы она не сопровождалась вредом для веры и христианского благочестия. Поэтому во многих училищах и семействах позволяли детям учиться поэзии, музыке, философии, языкам, гражданским и другим полезным наукам.
Впрочем, все светские и житейские науки были предметами второстепенными, а главным и первым ее предметом образования было учение христианское. Сообразно с целью христианского воспитания науки преподавались только достаточно утвержденным в учении христианском, притом, их позволяли изучать не как предмет одного любопытства, не по страсти к приобретению познаний и не для славы и корысти, но только по той мере в какой знание их было нужно и полезно для добродетелей и для Церкви.
Во всех других случаях такие науки почитались неприличными для христианина, излишними и даже вредными. Того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога; того блаженным, кто знает Бога, хотя ты и не знал ничего другого. Как древние христиане учили детей? — Когда наступало время учить детей грамоте, им давали для чтения Библию. Сажая за письмо, им давали в руководство прописи, состоящие из изречений Священного Писания. Детская душа, начинавшая ряд своих ощущений и мыслей изучением слова Божия, скоро свыклась с благочестивым занятием, находило в нем для себя высокое наслаждение, и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям. Блаженный Иероним рассказывает об одном христианском муже, что в детстве своем он никогда не садился за стол, не почитав наперед какого-нибудь отделения из Библии, никогда не ложился спать прежде, нежели кто-нибудь из окружающих его прочтет ему из-0 нее какое-либо место. То же делал он и поутру: едва окончит свою молитву, тотчас принимается за чтение Библии. По приказанию своего отца он выучивал из нее некоторые места наизусть. И так полюбил это занятие, что не довольствовался одним чтением известных мест, а спрашивал своего отца, какое собственное значение того или другого изречения. Подобных примеров много представляют древние писатели, а из всех этих примеров видно, что Библия была для детей, как и для всех христиан, предметом тщательного и благовестного изучения, и была предпочитаема всем другим книгам.