Воспитание с раннего детства богоугодных черт характера
Как только дитя начинает видеть, слышать, осязать и проявлять деятельность других чувств, оно начинает получать впечатления, которые ложатся в основание будущего характера; ни одно ощущение, ни одно желание, как бы оно не было мимолетно, незначительно не остается без следа для нравственной его жизни. Бесчисленные следы этих ощущений, впечатлений составляют основу того нравственного характера, который развивается с раннего детства и достигает зрелости в средние годы. Неужели ребенок в первые недели своей жизни, годы может иметь такие впечатления, которые затем окажут влияние на его дальнейший характер? Да, окажут, считает В. Зеньковский. С нашей точки зрения, окружающим надо быть очень внимательными и в каждый миг помнить о воспитательном моменте при общении с ребенком.
Мать своей любовью должна окружать ребенка, должна отстранить от него все, что вредно, должна наполнять его душу всем, что в ней есть доброго и благородного. Именно от родителей ребенок познает первые духовные ценности: чуткость, терпение, честность, храбрость и твердость характера, отзывчивость и многие другие богоугодные черты.
Кроме того, одна из самых трудных задач в деле воспитания есть раскрытие совести.
Человек без совести — язва общества. Где же эти способы воспитания честных людей? На сколько мы знаем, наука и образование не спасают от бесчестных поступков. Говорят: пробудите в человеке гордость и самолюбие, тогда он не позволит себе сделать что-нибудь бесчестное. И зачастую все бывает наоборот: там, где за доброе и истинно-честное дело приходится пострадать и понести унижение и порицание, бегут от него прежде всех люди с сильно развитыми гордостью и самолюбием. Наконец говорят: преподайте детям и юношам твердые правила чести и нравственности, и, без сомнения, из него выйдет честный человек.
Опыт свидетельствует, что самые лучшие мысли, самые полезные сведения и самые строгие правила могут храниться в нашей памяти очень твердо, но также мало могут оказывать влияние на наше сердце и жизнь, как если бы они оставались в книгах, из которых мы их почерпнули. Не то мы видим в христианском воспитании. Там наставления направляются главным образом не на внешние признаки, или принадлежности, а на внутреннее состояние духа, то есть на страдание сердца и совести. Поэтому христианские родители спешат, прежде всего, сообщить детям понятие о том, что грешно, чем прогневается Бог, за что он наказывает грешника и лишает его своей любви и надежды вечного блаженства! [12:257]. Это производит у ребенка (в последствии юноши) невообразимое во всех своих благотворных действиях и последствиях состояние духа, которое называется страхом Божием. Страх Божий называется началом премудрости (притч. 1.7) и представляется как бы неотлучным стражем добродетели: не оскорбляй человека ближнего, и бойся Господа Бога твоего (исх. 25,17); Пред лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего (19,32). «Без страха Божия, — говорит святой Василий Великий, — нельзя сделаться ни знающим, ни благородным, ни добрым; в нем ключ ко всему этому» [5:444]. Это чувство, с первых лет жизни возбужденное, постоянно поддерживаемое и постоянно углубляемое, становится тем внутренним стражем души, который один только может охранить ее от всякого порочного и бесчестного дела.
Бог вселяется в душу человека и становится в его совести незримым свидетелем его жизни, помыслов и дел. С Ним, с Богом в совести, человек везде хорош и везде надежен.
Мало знать доброе и желать его; надобно еще иметь силу его достигнуть.
Чем раньше, тем лучше воспитывать человека. Воспитание нужно начинать еще с колыбели. Как можно чаще носит детей к Святому Причащению. Большое влияние на детей имеет частое ношение их в Церковь, прикладывание к святому кресту, Евангелию, иконам. Вообще — все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь ребенка, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающуюся только душу, чтобы своим дыханием заразить ее.
Под этим видимым охранением есть невидимое: Ангел Хранитель, Господом приставленный к младенцу с самой минуты крещения, блюдет его своим присутствием, невидимо влияет на него и в нужных случаях внушает родителям, что надо сделать с находящимися в опасности ребенком.