Воспитание с раннего детства богоугодных черт характера
В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник антихристианских идей и оценок.
Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. А как только у ребенка сформировалась неправильная позиция, задача его христианского воспитания становится трудной вдвойне.
Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство, наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом Мире — это в различных формах обучение Безбожию. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться.
И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию, можно использовать в интересах православного воспитания.
Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениями грубого ритма «рока», современной псевдомузыки в той мере в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам Оптинских старцев, очищает душу и подготавливает ее к принятию духовных впечатлений.
Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет безумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.
Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы, и тем более порнографии. Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно служить в жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» этого века. Одна из проблем, стоящих перед воспитанием состоит в том, что детям не прививают больше чувство истории. Это опасная и роковая вещь — лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают большей возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда мы это замечаем, нам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто восстал против Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям [1:468-473].
В общем, человек хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая в Росси почти всегда имеет религиозное христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.
Именно поэтому в битве против духа мира сего нужно использовать лучшее, что предлагает мир, чтобы пойти дальше. Все лучшее в мире указывает на Бога и Православие.
Поэтому на родителях лежит огромная ответственность в воспитании детей в духе Веры Христовой. Нельзя упускать никаких мелочей в деле воспитания, надо быть другом и помощником ребенку, быть примером, не терять терпения, не уставать объяснять ему, что плохо, а что хорошо.
Итак, на основании исследования, мы можем сделать нижеследующие выводы:
1. Одна из самых трудных задач в деле воспитания есть раскрытие совести.
2. Воля — это то качество, без которого невозможно достигнуть настоящей веры в Бога.
3. Очень важно в воспитании ребенка сохранить и развить задатки честности с самого раннего детства.
4. Развитие нравственных качеств лежит в основе знания культуры.
5. Основная задача родителей — уберечь ребенка от ненужных и вредных знаний, которые он получает в окружающем мире.