Воспитание мальчика-христианина
Воспитание мальчиков в любой стране являет собой краеугольный камень педагогики. Какие воспитываются нынче у нас мальчики от этого будет зависеть вся судьба державы нашей.
Наивно полагать, что все же наступят такие времена, когда люди перестанут воевать. Поэтому воинское воспитание мальчика, формирующее мужество прежде всего — фундамент характера мальчика. Американский проповедник К.С. Льюис пишет: «Целомудрие, честность и милосердие без мужества — добродетели с оговорками. Пилат был милосерден до тех пор, пока это не стало рискованным» [6:155]. Формы обучения, где есть элементы воинского воспитания, могут быть различны, — начиная ль спортивных секций и кончая летними трудовыми лагерями и пр. Дисциплинированность, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности (холод, усталость, неудобства и т.п.), характерными особенностями русского воинства всегда был его оборонительный, неагрессивный характер. Это пошло со времен равноапостольного князя Владимира, который завещал никогда не нападать первыми.
Традиционное русское воинство было христианским. И поэтому к мужеству всегда добавлялось еще одно важнейшее личностное качество — это жертвенность. Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих, — говорит Господь.
Немаловажным здесь же является воспитание дисциплинированности, послушания и забвения себя, без которых немыслимы ни армия, ни Церковь [6:56-57].
Но в каждом будущем мужчине должна еще присутствовать интеллигентность в хорошем смысле слова, т.к. грубое спартанское воспитание без этого качества превратит подростка в варвара.
В понятие интеллигент мы включаем сразу несколько составляющих.
Первым является патриотизм, любовь к Родине. Патриотизм — это прежде всего осознание русской земли как совей, это осознание себя ответственным за эту землю, за ее благосостояние, это осознание себя в диалоге с живой историей земли [6:69].
Интеллигентность включает в себя также и близость с природой, чувство своей природы, любовь к ней — как созерцательную, так и деятельную.
Вместе с тем понятно, что интеллигентность — это вовлечение и освоение европейской и мировой культуры в целом. Путь к этому лежит, в том числе через хорошие знания языка, туризм, знание мировой музыкальной культуры, литературы и истории мировых религий.
Так как мальчик — это будущий отец, то он должен обладать качествами присущими главе семейства: трезвым умом, гуманизмом, настойчивостью, справедливостью, добротой и др. Отцовство также предполагает чувство ответственности, жертвенности, строгости, великодушия и трудолюбия.
Кроме того отец молитвенно предстательствует за свою семью перед Богом и понимает очень хорошо, что надо трудиться ради семьи, но храниться она Господом. Он помнит слово Священного Послания: дом беззаконных разорится (Пр. 14,11).
Чтобы стать настоящим мужчиной, опорой, мальчик должен задумываться над своими поступками с раннего детства, правильно понимать происходящее и формировать свой внутренний мир.
Как известно есть внешнее и внутреннее благочестие. Внешнее благочестие включает в себя известные нормированные типы поведения, принятые в обществе. Однако большая опасность здесь заключается в абсолютизации ценности внешнего, т.е. в эстетстве. В то время как внешнее не существует без внутреннего. Мы часто повторяем с чувством словосочетание «внутренний мир человека». А между тем ни современная психология, ни этика не знают законов духовной жизни человека.
Основополагающим духовным чувством, которое является верным знаком благочестия, является Божий, как у юноши, так и у девушки. Начало мудрости — страх Господень, — говорит псалом.
Чтобы снять расхожие атеистические суждения, что нельзя строить воспитание на страхе и трепете, — это, как говорит Псалом, лишь начало мудрости, но еще не сама мудрость [13:159-164].