Практика школьного воспитания
Сердцевина школьного воспитания - духовное, нравственное становление личности. При этом, с одной стороны, сохраняются традиции авторитарного воспитания, с другой - получает распространение воспитание, направленное на поощрение самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, высокой культуры и гуманности.
В столкновении старых и новых веяний неоднозначно выглядят роль и место наставника как одной из центральных фигур педагогического процесса. В США, например, в учебных заведениях имеется особая структура (деканофис), глава которой специально занимается вопросами воспитания. "Учителя пекутся лишь об успеваемости. Если подростки что-то натворят, их отправляют к нам", - рассказывает Ч.Шанку-айлер - декан школы из города Декатур.
По-прежнему сильны традиции, при которых педагог обладает неким правом "вето", когда все его суждения должны быть для ребенка "словом священным". Но такой подход выглядит все более несостоятельным. Попытки сохранить его не дают желаемого результата. Даже в Японии, например, где учащиеся, особенно в начальной школе, подчиняются учителю безусловно, его культ не столь безоговорочен, как прежде.
Послушанию, основанному на авторитаризме педагога, противостоят иные критерии педагогического труда: любовь к детям, инициативность, терпимость, открытость, умение сотрудничать с коллегами, учениками и их родителями.
Подобные критерии сказываются на подготовке учителей. В педагогических коллежах США, например, предусмотрены курсы педагогического искусства и мастерства. На этих курсах уделяется особое место шлифовке речи, предлагаются позитивные модели общения. Например, рекомендуют обращаться к школьнику с просьбами в следующих формулировках: " Попробуй, это интересно и должно тебе понравиться", "Тебе это пригодится", "Если ты это сделаешь, будешь чувствовать себя хорошо" и пр. Одновременно предостерегают от слов, которые могут вызвать негативную реакцию ребенка: угроза наказания, ссылка на собственный авторитет, апелляция к долгу, ответственности перед сверстниками и пр.
С подобными установками перекликаются рекомендации французского педагога С.Френе. В своей книге "Педагогические инварианты" он предлагает тесты, ориентирующие на создание в классе гуманных и демократических отношений. К тестам приложен код: зеленый свет - рекомендации к применению; красный свет - отказ от использования; желтый свет - рекомендация эффективна в отдельных случаях. Вот один из таких тестов: "Ребенок не любит, чтобы его наказывали". Ответ - зеленый свет.
Процесс воспитания отражает неоднозначные подходы к ребенку. Следствием традиционных подходов является чрезмерное управление воспитательным процессом, которое, как пишет французский педагог А.Фабр, выглядит "искусно замаскированной системой репрессий".
Следует отметить, что в образовательных учреждениях сохраняются традиционные регламентации, формы и методы воспитания. В ряде стран строго оговорен даже внешний облик школьника. В старших классах японской школы, например, мальчики обязаны носить темные мундиры, установленным нормам должны соответствовать прическа, одежда и обувь девочек.
Силу общепринятых регламентации в школьном воспитании иллюстрируют исследования российских ученых Н.Д.Никандрова и В А. Кан-Калика. "Нами проанализировано более тысячи планов воспитательной работы из разных регионов страны . Эти планы гораздо больше похожи один на другой, чем можно было бы объяснить уровнем единства. Причина в том, что они сформированы на основе типовых рекомендаций . но в весьма малой степени учитывают конкретные особенности школы, класса", - писали они.
В системе предписаний и регламентации продолжают осуществляться жесткие, грубые формы воспитания. Учеников ставят в угол, заставляют многократно переписывать бессмыслицу, прибегают к телесным наказаниям. В США в школах 38-ми из 50-ти штатов официально разрешены наказания. В Великобритании их применяют в частных учебных заведениях. Во Франции вопреки закону, не допускающему любого насилия в отношении учащихся, администрация нередко видит в наказаниях едва ли не единственный способ воспитания. Как следует из опросов преподавателей французских начальных школ (1986), 73% респондентов наказывают, задерживая учеников после уроков, 50% - ставят школьников в угол, 44% - занимаются рукоприкладством. Нередко при нарушении дисциплины ученикам снижают оценки. В бывшем
СССР (данные на конец 1980-х годов) две трети опрошенных социологами школьных работников сочли наиболее приемлемыми строгие меры воспитания.
Многие учителя осуждают школьное воспитание, основанное на регламентациях, подчинении и принуждении. Они решительно возражают против жестких форм наказаний, подвергая сомнению целесообразность самих поощрений и наказаний. Вот что пишет в этой связи французский педагог Б.Шлаен'. "Есть ли возможность избежать наказания? Едва ли. Ведь бывает ситуация, когда речь идет о справедливости, которая должна восторжествовать над грубостью, жестокостью, неуважением к старшим . Но хотелось бы, чтобы школа перестала быть источником конфликтов".