Практика школьного воспитания
В мировой школе осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание учащихся. Среди таких проектов - создание учреждений "международного бакалореата". Президент проекта Р.Пиль считает, что предназначение подобных учреждений состоит в том, чтобы, опираясь на национальные культуру и самосознание, приобщать учащихся разных стран к культуре других народов. Помимо ориентации на высокие образовательные стандарты школа "международного бакалореата" осуществляет воспитание в духе гражданской ответственности и международного взаимопонимания.
Педагоги отдельных стран предпринимают конструктивные шаги для утверждения общечеловеческих ориентиров в школьном воспитании.
В Германии, бывшей когда-то очагом расистского воспитания, заметна деятельность педагогов, воспитывающих подрастающее поколение в духе демократических идеалов. Например, школьники одной из гимназий Бонна (директор Ю.Валь) ежегодно посещают места, где во время мировой войны находились концентрационные лагеря. Учащиеся отдают долг памяти жертвам фашизма и одновременно получают уроки Демократического интернационального воспитания.
В школах Запада канули в лету порожденные идеологической конфронтацией подозрительность и враждебность в отношении России. "Русские дружелюбны и щедры", - говорят школьники Запада после общения со сверстниками из РОССИИ. Визиты российских школьников используются для того, чтобы усилить мотивацию для положительного отношения к России. Российских школьников, посетивших Америку, приветствовал президент Р.Рейган.
Особый вклад в воспитание дружеских чувств к России вносят учителя русского языка в школах Запада. В США и Франции, например, они регулярно устраивают общенациональные олимпиады школьников по русскому языку и литературе. Масштабы преподавания русского языка, впрочем, невелики. В США его ежегодно изучают около 10 тыс. школьников, во Франции - около 25 тыс. Западные педагоги считают, что этого явно недостаточно. Как утверждает активист ассоциации "Педагоги за мир" Л.Волине, расширение преподавания русского языка в США послужит интересам демократического воспитания.
О положительных переменах в политическом мировоззрении подростков Запада свидетельствует множество фактов. Например, в 1987 году в одной американской школе разыгрывали спектакль "Встреча в верхах", на которой американский и российский "президенты" заключали мирное соглашение. Многочисленные письма школьников Запада русским сверстникам говорят о доброжелательности, желании жить в мире и согласии.
В России исчез образ враждебного Запада. Расширяются дружеские контакты российских школьников со сверстниками из других ведущих стран мира. Ряд школ Москвы, Петербурга, Владимира и других городов стали побратимами учебных заведений США, Англии, Германии, Франции.
Российские педагоги осуществляют ряд международных проектов, способствующих интернациональному воспитанию в духе общечеловеческих идеалов. Так, фондом "Культурная инициатива" в Москве был открыт мужской лицей имени Рублева, где углубленно изучается история и культура древней Руси. Лицей - международный, в нем учатся российские и зарубежные школьники.
Заметно усилилась миротворческая, интернационалистская направленность воспитания в школе Японии.
Пробивает дорогу в мировой школе практика поликультурного воспитания. Надо признать, однако, что масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира неодинаковы.
В США накоплен известный опыт поликультурного воспитания в школах с двуязычной программой. Школы - частные. Учащиеся обучаются на английском языке и языке той этнической группы, к которой принадлежат (испанский, итальянский, русский и т.д.). В таких школах могут быть классы с преподаванием народном языке и усиленной наглядностью на "простом" английском, а также смешанные классы, где ученики не испытывают трудностей с английским языком. Все эти классы делятся на разные уровни в зависимости от глубины и объема изучаемого материала.
В Западной Европе воспитание представителей национальных и этнических меньшинств ставит целью, прежде всего, их интеграцию в культуру доминирующей нации ("классы французской культуры" в начальной школе Франции). Собственно поликультурным воспитанием официальные власти фактически не занимаются. Его задачи берут на себя частные учебные заведения. Такие школы для иностранцев и национальных меньшинств, например, создаются в Германии.
В Японии в начальных и младших средних школах насчитывается около 80 тыс. детей-иностранцев. Социологические опросы показывают, что ученики-иностранцы вполне довольны своими учителями. Но они часто жаловались, что им трудно столковаться с японскими сверстниками. По их словам, на них постоянно "таращатся", тыкают пальцем, смеются. Со своей стороны японские школьники говорили, что многое в иностранцах непривычно: "слишком отчетливы в суждениях", "слишком инициативны". Иностранцев осуждали за отказ от общения, привередливость в еде и пр. Учителя расценивали пребывание иностранцев в школе как важную мотивацию к изучению других культур и языков, как опыт общения с представителями иных этнических групп. Среди родителей-иностранцев мнения разделились. Выходцы из Азии не имели претензий к организации школьного воспитания. Американцев и европейцев не устраивал прежде всего общинно-групповой стиль жизни в японской школе.