Новые информационные технологии
Новые информационные технологии позволяют получать не усредненную, а индивидуально-личностную управленческую информацию, увидеть продвижение каждого ученика в процессе обучения. Поэтому с 1996 года проводится опытная работа в школе №89 г. Челябинска. ''Информационные технологии в образовательных программах общего среднего образования''
Цель построения процесса обучения на основе новых информационных технологий определила основные направления опытной работы коллектива.
Одним из них стал переход к технологическому подходу в обучении. Он позволят сконструировать учебный процесс, исходя из данных установок:
1. Актуализация целей и содержания образования.
2. Постановка целей обучения с ориентацией на достижение результатов.
3. Подготовка учебно-методических материалов и ориентация процесса обучения в соответствии с новыми планами.
4. Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направление на достижение поставленных целей.
5. Заключительная оценка результатов.
При проектировании целей и содержания обучения по всем образовательным областям мы применяли таксономию Блума, которая содержит следующие цели:
1. Цели минимального уровня подготовки учащихся
2. Цели поля возможностей.
3. Цели развития-углубления.
4. Цели вспомогательного характера.
Использование четкой, упорядоченной, иерархической классификации целей важно для учителей по следующим причинам:
1. Концентрация усилий на главном
2. Ясность и гласность в совместной работе учителя и ученика.
3. Создание эталонов оценки результатов обучения – обращение к четким формулировкам целей, которые важны через результаты деятельности, поддается надежной и более эффективной оценке.
4. Еще одним направлением опытно-эксперементальной работы стала коллективная работа по созданию учебников в компьютерном виде. Учебник представлен в компьютере в виде формул, которые строятся следующим образом:
· Каждый учебник имеет соответствующую структуру главы параграфы гипотезы теоремы. Набор таких единиц определяется самим содержанием учебного материала.
· В свою очередь каждая единица получает свой порядковый номер. Глава, № параграфа и номер структурной единицы соответственно. Например: 4.5.6 Внутри структурной единицы выделяют содержание, обоснование, рисунок.
4стр.
· Например, в истории: историческое место, историческое время, историческое действие.
· Затем устанавливаются связи между выделенными структурными единицами. Если структурные единицы связаны внутри одного параграфа, то их взаимосвязь показывается в виде графически в виде горизонтальных и вертикальных линий, идущих сверху вниз от одной структурной единицы к другой, логически из нее вытекающей, таким образом выстраивается иерархия структурных единиц соответствующего параграфа.
· Если же логические связи объединяются в структурные единицы из разных параграфов, то используется система ссылок.
С целью систематизации материала учебника, а в дальнейшем для автоматизации материала учебника, а в дальнейшем для осуществления систематического контроля в состав электронного учебника нами были добавлены обобщающие параграфы по каждой главе, в которых была представлено содержание главы в самом сжатом виде структура сжатия главы.
Итак, электронная модель учебника содержит все его базисные положения и все имеющиеся между ними связи Особенностью структурной формы учебника является наглядность, обозримость, дающая наглядное представление о внутреннем строении учебного материала соответствующего учебника .Структурная форма позволяет существенно углубить, разрешить представление о содержании учебника, об отношениях, связывающих логические элементы текста.