Предметные научные недели.
Традиционно предметные научные недели открываются неделей физики пи астрономии. Что для вас означает предметная научная неделя? Это вторая ступень научного роста учеников – выступление с докладами на так называемых мини-конференциях. Для десятиклассников эти выступления бывают непростыми, так навыка выступления перед большой аудиторией у них еще нет , кроме того, они еще только учатся тому, что в докладе надо изложить самое главное: проблему, которую ты перед собой поставил и пути разрешения этой проблемы теоретические, путем обзора источников информации или с добавлением исследовательских элементов. Как показывает опыт, десятиклассники этот барьер быт может с большим трудом, но все же преодолевают. Совсем другие выступления у учащихся одиннадцатых классов – более уверенные и научно орнаментированные, хотя и не исключен и высокий уровень выступлений десятиклассников. Лучшие доклады с мини-конференций рекомендуются на обще лицейскую научную конференцию, которая проводится во время заключительной ''недели науки''.
Тематика предметных научных недель может быть самой разнообразной, главное для нас – дать ребятам проявить себя, свои способности.
Так во время предметной научной недели данному предмету или предметам отводится максимум времени по расписанию, то проводятся еще и семинары, тоже с выступлениям учащихся, и так называемые ''творческие лаборатории'' с различной тематикой и различным видами деятельности учащихся, очень часто связанных с решением нестандартных задач по предметам. Во время научной недели также проводятся экскурсии в различные музеи г. Тюмени. В этом году многие десятиклассники посетили железнодорожный музей, так как многие писали рефераты о тепловых машинах. Посещение музеев оставляет большой след в сознании учащихся.
У одиннадцатиклассников в этом году были темы рефератов, связанные с 40-летним юбилеем Тюменского телевидения. Учащиеся собрали очень много сведений, об ученых внесших свой вклад в развитие этой отрасти в городе Тюмени. Это работа уже не только научная, но и непременно связана с краеведением, а также это неплохая творческая работа.
На примере предметной научной недели физики и астрономии видна схема проведения научных недель, по которой поводятся и все остальные научные недели:
1. Чтение лекций профессорами и доцентами ТНГУ.
2. Творческие лаборатории.
3. Семинары.
4. Экскурсии.
5. Конкурс стихов по предметам, кроссвордов, стенных газет.
6. Заключительный тематический вечер.
На наш взгляд, очень ценным во время проведения предметных научных недель является чтение лекций по физике, химии, географии, профессорами и доцентами университета.
10стр.
Ученики как бы поднимаются на ступеньку выше, не только в знаниях, но и в научном плане – ведь с ним беседуют настоящие профессора, люди, составляющие науку.
Например, ежегодно для учащихся 11-х классов доктор физико-математических наук, профессор заведующий кафедрой физики ТГНГУ Новиков Виталий Федорович, тема его лекций ''Магнетизм в науке и технике''. В этой области он специалист, так как все его научные работы связаны с этим разделом физики. От себя я могу добавить то, что в данное время ''Магнетизм'' развивается по всему миру просто немыслимыми шагами. Что в свою очередь подтверждается сотнями конференций, проходящих по всему миру с участии ведущих специалистов в этой области. А также нельзя не упомянуть Иркутский Государственный Педагогический Университет, где прошла одна их таких в сентябре-октябре 2001 года. Это оставило неизмеримо большой след в душах студентов этого университета, однако не буду уходить далеко от темы моей работы.