Обоснование использования инновационных технологий (технологии укрупнения дидактических единиц)
В своей работе учителя начальных классов я руководствуюсь так называемой технологией укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Актуальность использования методики УДЕ в том, что традиционное обучение математике не редко "разводит" во времени прямые и обратные операции, соответствующие понятия (сложение – вычитание, умножение – деление и т.п.).
В своей работе в начальных классах школы № 4 г. Рыльска я столкнулась со следующими противоречиями:
§ при раздельном изучении взаимообратных операций учащиеся не овладевают умениями находить различия и сходства задач различного вида, надежными приемами выбора действия, т.к. длительное время решают сходные задачи на основе одного правила;
§ систематическое обучение по технологии укрупнения дидактических единиц в начальной школе вооружает школьника алгоритмом творческого освоения учебной информации, и технология становится основным средством освоения знаний во всех последующих классах.
Методическая система укрупнения дидактических единиц, реализованная П.М. Эрдниевым в нескольких изданиях его альтернативных учебников математики для 9-летней школы, представляет парадигму современного математического образования. Научное понятие "дидактическая единица" было выдвинуто автором 20 лет назад (Вестник высшей школы.-1978 - №10); в последних документах Министерства общего и профессионального образования РФ понятие "дидактические единицы" используется как рабочее понятие с 1996 года.
Мое убеждение в том, что технология укрупнения дидактических единиц актуальна и перспективна, потому что обладает силой дальнодействия, закладывая в ученике черты деятельного интеллекта, способствует становлению активной личности.
Все это происходит через сознательное и планомерное укрупнение изучаемого материала, через развитие соответствующих умений и навыков учащихся.
Формирование системного качества знаний зависит от множества факторов:
§ от порядка расположения изучаемых разделов и их оформления в учебнике;
§ от структуры упражнений на уроке и наличия информационных связей между соседними заданиями;
§ от логики объяснения учителя и т.п.
Знания, получаемые школьником, по ряду причин могут не обрести системного качества и оставаться неорганизованным набором сведений, вследствие чего память детей переполняется осколками разрозненных знаний.
П.М. Эрдниев выделяет четыре основных способа укрупнения дидактических единиц:
1. совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций;
2. применение деформированных упражнений;
3. широкое использование метода обратной задачи;
4. усиление удельного веса творческих заданий.
Поясню, как каждый из приведенных способов укрупнения дидактических единиц способствует актуализации резервов мышления.
Первый способ
укрупнения дидактических единиц – совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций. Например, сложение изучается вместе с вычитанием, умножение с делением.
В первом классе, изучая первый десяток, дети знакомятся с примерами вида: 3 + 4 = 7.
По технологии укрупнения дидактических единиц сразу же знакомлю с переместительным свойством сложения: 4 + 3 = 7.
Обращается внимание, что в обоих примерах получается число 7 (сумма), и запись приобретает такой вид:
3 + 4 =
4 + 3 =
Далее предлагаются примеры на вычитание: 7 – 3 = 4, 7 – 4 = 3.
Запись имеет такой вид:
- 4 = 3
- 3 = 4
Теперь эти знания обобщаются, объединяются, и вся запись имеет такой вид (вывод):
3 + 4 = 4 + 3 = |
- 4 = 3 - 3 = 4 |
3 + 4 = 4 + 3 = |