Обоснование использования инновационных технологий (технологии укрупнения дидактических единиц)
17 – 5 = 12 (яблок)
Ответ: 12 яблок дал Маше отец.
3. - Можно составить еще одну обратную задачу, где неизвестным будет количество яблок, данных Маше мамой.
Краткая запись: 12 яблок, □ яблок, 17 яблок.
- Сформулируем обратную задачу:
"Отец дал Маше 12 яблок, а мама добавила еще несколько яблок. Всего у Маши стало 17 яблок. Сколько яблок дала Маше мама?".
17 – 12 = 5 (яблок)
Ответ: 5 яблок дала Маше мама.
В тетрадях ведутся краткие записи по всем 3 задачам.
Взаимосвязанные задачи сливаются в группу родственных задач как крупную единицу усвоения и образуют триаду задач.
Итак, главная технологическая новизна системы укрупнения дидактических единиц заключается в наличии заданий (задач), по которым школьник упражняется в самостоятельном упражнении обратной задачи на основе анализа условия прямой задачи, выявления логического скелета.
Четвертый способ
укрупнения дидактических единиц - усиление удельного веса творческих заданий.
Например, учащимся предлагается решить пример с "окошком":
□ + 7 – 50 = 20 . Дети ищут ответ методом подбора, но можно решить это задание, рассуждая по стрелке (заменить знаки на противоположные: 20 + 50 – 7 = 63). Искомое число 63.
С помощью этих упражнений ребенок приучается к самостоятельному продолжению мысли, к перестройке суждения (предложения), что имеет решающее значение в последующем для составления активного, творческого ума человека, столь ценного в своем проявлении в любой сфере трудовой деятельности.
Технологию укрупнения дидактических единиц (ее элементов) начала внедрять в процесс обучения математике с 2000 года. Глубоко убеждена в том, что сам процесс обучения должен иметь развивающий характер, содержать в себе проблемные ситуации, строиться на основе методики сотрудничества, сотворчества, совместного поиска.
В такой сфере воспитания и обучения должна постоянно присутствовать "мысленная деятельность – без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил" (В. Сухомлинский).
На мой взгляд, наиболее полно всем этим требованиям отвечает система П.М. Эрдниева - технология укрупнения дидактических единиц.