Обучение решению задач, связанных с движением тел
Рассуждения при этом могут быть такими
(у + у + 10) • 18 = 1620
Неизвестен первый множитель. Чтобы найти его, нужно произведение разделить на известный множитель:
у + у + 10 = 1620 : 18
у + у + 10 = 90
Вычтем из обеих частей равенства по 10, получим:
у + у = 80
Применяем распределительный закон умножения относительно сложения (а + b) с = а с + b с), получим (1 + 1) у = 80: 2 у = 80 Применяем правило нахождения второго множителя (чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель): у = 80 : 2. y = 40.
При решении задач алгебраическим способом много времени тратится на оформление записи при составлении уравнения, и детям трудно удержать в уме всю цепочку рассуждений. Зная это, многие учителя используют табличную краткую запись, обозначив скорость одного из поездов буквой:
Скорость Время Расстояние
1. y 18 ч ?
2. у + 10 одинаковое 1620 км
18 ч ?
Такая краткая запись (модель задачи) является результатом аналитико-синтетической деятельности, которая представляет все связи и зависимости в легко обозримой форме и направляет на путь составления уравнения:
18 у +(у + 10) 18 = 1620. Решение этого уравнения основано на использовании указанных свойств действий и свойств числовых равенств (равносильности уравнений).
у 18 +у 18 + 180= 1 620
(18+18)у = 1620-180
36у = 1440
у = 1440 : 36
y = 40
О т в е т: 40 км/ч - скорость первого поезда, 40 + 10 = 50 (км/ч) - скорость второго поезда.
Как видим, составление такой таблицы дает возможность легко подвести детей к составлению уравнения.
Следует, впрочем, ответить, что при решении уравнения учащиеся испытывают трудности, связанные с недостаточным знанием дистрибутивного за
кона умножения (ас + bc = (а + в)с ), а также с преобразованиями уравнения, что в свою очередь порождает формальное усвоение изучаемого материала. Учитывая это, многие учителя предлагают решать задачи арифметическим способом. Впрочем, зачастую и здесь решение задачи сопряжено с определенными трудностями, связанными с необходимостью делать те или иные предположения.
Однако представляется, что все-таки приоритет при решении подобного рода задач следует отдавать алгебраическим методам. Аналитико-синтетическая деятельность позволяет учащимся представить все связи и зависимости в доступной форме и в итоге приводит к верному решению.