Компьютер как инструмент педагогического исследования
Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке, а также непосредственно в практике учебно-воспитательного процесса. Наибольшее распространение они получили в таких видах деятельности как дистанционное обучение, учреждение он-лайновых учебных заведений (в основном за рубежом), помощь в системе управления образованием, создание программ и виртуальных учебников по различным предметам, поиск в сети информации для учебного процесса, компьютерное тестирование знаний учащихся, создание электронных библиотек, формирование единой научной электронной среды, издание виртуальных журналов и газет по педагогической тематике, проведение телеконференций, расширение международного сотрудничества в сфере Internet -образования.
Применение компьютера в педагогических исследованиях – одна из наиболее слабо освещённых в информационном плане тем и требует дальнейшей разработки.
Проведя анализ имеющейся литературы, мы пришли к выводу, что ЭВМ является необходимым и очень важным инструментом педагогического исследования, потенциал которого далеко не исчерпан.
Любое педагогическое исследование состоит из определённых этапов или частей. Можно выделить два этапа научного исследования: эмпирический и теоретический.
Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом факторов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений.
Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях или процессах, вырабатываются принципы, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.
Мы можем отметить, что научное исследование в каждом цикле совершает, движение от эмпирии к теории и от теории к, проверяющей её практике.
Согласно подходу Ю.З. Кушнер, можно условно выделить пять этапов конструирования логики педагогического исследования.
Подчеркнем, что логика каждого из этих этапов вариативна и своеобразна.[15]
Первый этап — стадия накопления знаний и фактов:
• выбор проблемы и темы исследования, обоснование её актуальности, уровня разработанности;
• ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;
• изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;
• определение объекта, предмета, цели и задач исследования.
Второй этап — стадия теоретического осмысливания фактов;
• выбор методологии — исходной концепции, опорных теоретических идей, положений;
• построение гипотезы исследования;
• выбор методов исследования и разработка методики исследования.
Третий этап — опытно-экспериментальная работа:
• построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать;
• организация и проведение констатирующего эксперимента;
• организация и проведение уточняющего эксперимента;
• проверка гипотезы исследования;
• организация и проведение преобразующего эксперимента;
• окончательная проверка гипотезы исследования;
• формулировка выводов исследования.
Четвертый этап — анализ и оформление результатов педагогического исследования:
• обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;
• научный доклад, статьи, учебно-методические пособия, монографии, книги;
• плакаты, диафильмы, кинофильмы по теме исследования.
Пятый этап — пропаганда и внедрение результатов исследования:
• выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.;
• публикации в средствах массовой педагогической информации.
Мы считаем, что компьютер может быть эффективно использован на следующих подэтапах исследований:
1. ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;
2. подготовка, организация и проведение экспериментов, а также формулировка выводов данного этапа исследования;
3. подготовка научных докладов, статей, учебно-методических пособий, монографий, книг, плакатов по теме исследования; публикации в средствах массовой педагогической информации;
4. выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.
Рассмотрим данные подэтапы, а также возможности компьютера при их осуществлении по отдельности.
Использование компьютера на стадии накопления знаний и фактов
связано с применением теоретических методов исследования. Сюда принято относить анализ педагогической литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; праксимические методы (анализ процесса практической деятельности, хронометрия, профессиография, метод независимых характеристик); анализ и синтез; индукция и дедукция; классификация; аналогия; сравнение; построение гипотез; прогнозирование, проектирование, моделирование и другие.