Компьютер как инструмент педагогического исследования
Затем для передачи результатов анкетирования или тестирования программа производит активизацию почтовой программы, установленной на компьютере по умолчанию. Автоматически формируется письмо, на электронный адрес лица, заинтересованного в получении результатов анкеты. Программа автоматически формирует текстовый файл, содержащий в специальном формате результат заполнения анкеты, и в случае активного подключения к Internet происходит соединение и немедленная отправка данных на электронный почтовый адрес.
Обработка полученных данных происходит в автоматическом режиме, для определения значимости и надежности результатов анкетирования используются стандартные статистические критерии, о которых будет сказано чуть позже. Данную технологию можно активно использовать в проведении разнообразных педагогических исследованиях, тестировании уровня знаний в учебных заведениях, в целях психологического тестирования, а так же для организации дистанционного обучения.
Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования, тестирования, ранжирования, регистрации, социометрии, интервью, беседы, наблюдений и педагогического эксперимента часто применяются математические методы
исследования с использованием компьютера.
В последнее время предпринимаются серьезные шаги, направленные на внедрение в педагогику кибернетических и математических методов оценки и измерения педагогических явлений и установления количественных зависимостей между ними. Кибернетические и математические методы позволяют подойти к решению одной из сложнейших задач педагогики - количественной оценки педагогических явлений. Часто лишь обработка количественных данных и полученные при этом выводы могут объективно доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Методами математической или статистической обработки результатов педагогического эксперимента называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых количественные показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности. Речь идет о таких закономерностях статистического характера, которые существуют между изучаемыми в педагогическом эксперименте переменными величинами.
Кроме элементарных операций регистрации, ранжирования и шкалирования, методы статистического анализа позволяют вычислять так называемые элементарные математические статистики, характеризующие выборочное распределение данных, например, выборочное среднее, выборочная дисперсия, мода, медиана и ряд других. Другие методы математической статистики, например дисперсионный анализ, регрессионный анализ, позволяют судить о динамике изменения отдельных статистик выборки. С помощью третьей группы методов — корреляционного анализа, факторного анализа, методов сравнения выборочных данных, можно достоверно судить о статистических связях, существующих между переменными величинами, которые исследуют в данном педагогическом эксперименте.
Методы статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные. Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в педагогическом эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими показателями имеются в виду те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов психодиагностики. Вторичными называются, методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.
Первичные методы статистической обработки: определение выборочной средней величины, выборочной дисперсии, выборочной моды и выборочной медианы. Вторичные методы обычно включают корреляционный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, методы сравнения первичных статистик у двух или нескольких выборок.
Применение методов математической или статистической обработки информации педагогических исследований требует проведения большого числа простых арифметических операций над большим числом исходных данных. Практика показывает, что ручные расчёты (с использованием только записей на бумаге) занимают неимоверно много времени и неизбежно содержат множество ошибок. Сократить трудоёмкость расчётов и уменьшить число ошибок помогает использование микрокалькуляторов и персональных компьютеров.
Сейчас для проведения статистических расчётов обычно используют готовые вычислительные программы, которые достаточно легко осваиваются неспециалистами в области компьютерных технологий. Простейшая из таких программ, которая называется «Калькулятор», создаёт на экране компьютера изображение калькулятора. С помощью этой программы можно проводить простые расчёты, как на обычном калькуляторе. В тоже время имеется возможность проводить и некоторые статистические расчёты: нахождение среднего арифметического и стандартного отклонения. Более подробную информацию о работе «Калькулятора» можно найти меню «Справка»-«Вызов справки», а о функциях отдельных клавиш – щёлкнув правой клавишей мыши на любой из кнопок «Калькулятора».