Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе исследования необходимо решить следующие задачи:
1)Рассмотреть и проанализировать работу по эстетическому воспитанию средствами природы, осуществляемую воспитателями детских садов;
2) Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания старших дошкольников;
3) Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников;
4) Выявить основные пути и методы (средства) эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
В объяснительной записке к программе по дошкольному воспитанию отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:
-видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);
-воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, и т.д.;
-замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.
В программе также отмечается, что для правильной организации работы по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить его примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам воспитания, для детей каждой возрастной группы.
В течение двух месяцев было проведено наблюдение за работой воспитателей двух детских садов: « » и « », по эстетическому воспитанию детей средствами природы в соответствии с программными требованиями. Было тщательно проанализировано состояние дел по этой проблеме. Результаты показали, что работа по формированию у детей познавательного интереса к красоте окружающего мира проводилась без определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс. Воспитатели не уделяли внимание воспитанию у дошкольников эстетического восприятия прекрасного, не знали закономерностей его развития у детей.
Таким образом передо мной встала задача наметить пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы мной выявлялись элементарные образные представления ребенка об окружающем мире: животными и их средой обитания.
На данном этапе исследование имело целью определить уровень эстетического развития дошкольников, выявить недостатки воспитателей в работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.
Исследование проводилось в двух старших группах детского сада
Для определения уровня эстетического развития детям двух старших групп было предложено два задания в соответствии с теоретическими положениями, описанными в первой главе:
Первым заданием являлась методика «Нелепицы».
Методика «Нелепицы»
При помощи этой методики мной оценивались элементарные образные представления детей об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни домашних и диких животных. С помощью этой же методики мной также определялось умение детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики была следующей: вначале ребенку показывали картинку. В ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получал следующую инструкцию:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами.
Уровень развития оценивался следующим образом:
10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий
10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все 8 нелепиц, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить что не так и сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле. должно быть.
2-3 балла - за отведенное время не успел заметить 1-4 Из 8 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4-8 имеющихся нелепиц.
Вторым заданием послужила система вопросов, выявляющая у детей знания о зимующих и перелетных птицах, о внешних особенностях животных и их среде обитания, о лиственных и хвойных растениях, об особенностях поведения птиц и животных зимой, а также о сезонных сельскохозяйственных работах.