Методы, организация исследования.

Методы.

Существует много способов проведения исследований, но в силу диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Поскольку дети этого возраста испытывают трудности связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контакта, мне пришлось использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дало хорошие результаты. Итак, проведены следующие исследования.

Изучение гибкости построения графического образа.

В основе этого метода лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося графического контура. Данный тест был в 1962 году предложен американским психологом Е. П. Торрансом. Для проведения исследования потребовалось стандартные листы бумаги (в нашем случае формата А4) с нарисованными двумя рядами одинаковыми контурными изображениями (по пять штук в каждом ряду). Изображения могут напоминать капли, круги, зигзаги (см. Приложение №1).

Инструкция ребенку: «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок…»

Время выполнения задания ограничивается 15-20 минутами.Главный показатель творческого мышления в этом - это количество идей, воспроизведенных ребенком. Подсчитывая их необходимо обращать внимание на количество изображенных предметных тем. Каждая новая тема оценивается новым баллом. Итоговый результат определяется по ниже приведенной таблице, где представлены данные для трех возрастов: 6 лет, 8 лет и 10 лет.

Таблица оценки способности к гибкому построению графических образов.

Уровень развития способности

Возраст

6 лет

8 лет

10 лет

Высокий

5 и более

8 и более

9 и более

Средний

3-4

6-7

6-8

Низкий

1-2

1-5

1-5

Результаты исследования

Фамилия, имя, возраст

Уровень развития способности к гибкому построению графических образов

1. Алексеенко Вера, 6 лет

Высокий

2. Анюшин Денис, 8 лет

Средний

3. Брунчукова Маша, 10 лет

Средний

4. Бугременко Маша, 10 лет

Низкий

5. Дорошенко Лена, 10 лет

Низкий

6. Ерохин Артем, 10 лет

Низкий

7. Жданова Катя, 6 лет

Средний

8. Коваленка Максим, 8 лет

Средний

9. Малов Гриша, 8 лет

Низкий

10. Маркова Настя, 10 лет

Высокий

11. Самылова Таня, 8 лет

Низкий

12. Силютина Света, 10 лет

Средний

13. Руданов Костя, 10 лет

Средний

14. Урусова Оля, 8

Средний

15. Щабин Артем, 8 лет

Средний

Перейти на страницу: 1 2