Проблема, задачи и методики исследования.
Учитывая возрастные особенности, а также значимость и особенности общения в подростковом возрасте и ранней юности, то мы определили следующую цель данного исследования: изучение динамики и различных форм общения в подростковом возрасте и ранней юности с учетом современности.
Для достижения поставленной цели нами предусматривалось решение следующих задач:
1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей в общении.
2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации» и «приеме информации».
3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника» на которые ориентируется современный старшеклассник.
4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и юношей с различными формами их общения.
5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися данными и выявить роль социальных факторов в общении современных подростков и юношей.
Для решения поставленных в работе задач, был использован ряд методик:
1. Анкета по общению №1 (Мудрик А.В., 1988).
2. Анкета по общению №2 (М.И. Мнацаканян, 1993).
3. Методика «Идеальный собеседник» (качества личности, наиболее ценимые старшеклассниками в себе и в собеседнике).
4. Методика коммуникативная дистанция (А.Н. Андреев, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкина, 1985).
5. Проективное сочинение «Мое свободное время».
6. Анкета, выявляющая внеучебные интересы (Черенкова В.Г., 1990).
7. Проективное сочинение «Современные молодежные организации».
Анкета по общению №1 (Мудрик А.В. 1988).
Данная методика состоит из 15 вопросов, цель которых выявить: умение учащихся общаться, а также круг их общения.
Первый вопрос «Умеете ли вы общаться?», дает возможность выявить умение ребят строить и поддерживать отношения. Второй вопрос позволяет выяснить, с кем преимущественно общаются ребята. Вопросы 3 и 4 выявляют, что такое общение и для чего они (ребята) общаются. Пятый вопрос позволяет выявить, «Нужно ли учиться общению?». Вопросы 6 и 7, 9 раскрывают возникающие трудности в общении (из-за чего и с кем они связаны). Вопрос 8 дает возможность выяснить, насколько интересными собеседниками считают себя ребята (с 12 до 18 лет). Вопросы 10 и 11 позволяют выявить умение вступать в контакт и поддерживать его. Вопросы 12, 13, 14 и 15 позволяют выявить, с кем предпочитают ребята проводить свободное время; с кем делятся радостью и проблемами.
При обработке подсчитывалось количество наиболее типичных ответов по всем классам (6, 8, 11 класс), а также динамика некоторых ответов, связанных с возрастными особенностями.
Анкета по общению №2 (М.И. Мнацаканян, 1993).
Данная методика состоит из 6 вопросов, цель которых выявить: позитивные и негативные стороны, связанные с опытом общения.
Первый вопрос «От чего вам бывает скучно?» позволяет выявить, когда и от чего ребятам бывает скучно? Вопрос второй позволяет выявить, как складываются отношения подростков и взрослых. Вопрос 3 позволяет выявить открытость ребят по отношению к людям. Вопрос 4 и 6 позволяют раскрыть негативные переживания, связанные с опытом общения. Вопрос 5 позволяет выявить качества личности, которые ребята ценят в людях больше всего.
Результаты были обработаны и структурированы.
Методика «Идеальный собеседник» (качества личности, наиболее ценимые старшеклассниками в себе и в собеседнике).
Данная методика состоит из двух этапов.
На первом этапе следовало выяснить качества личности, наиболее ценимые учащимися различных классов (в идеальном собеседнике) и на этой основе составить оценочные места.
Второй этап заключался в том, что эти же учащиеся оценивают себя с точки зрения развитости выявленных личностных качеств. Сопоставив полученные самооценки, можно сделать вывод об уровне развития у учащихся оценочных отношений.
Далее следует обработка результатов, цель которых – получение самооценок и оценок идеального собеседника.
Если учащиеся, отвечая на вопрос «Какими качествами личности должен обладать идеальный собеседник и вы лично?», называют слишком много качеств, их можно сгруппировать по списку таким образом, чтобы в одной подгруппе оказались качества личности, как отзывчивость, чуткость, внимательность, способность понимать других людей, проявлять заботу о них. В другую подгруппу, представляющую иную совокупность личностных достоинств, включить такие качества, как доброта, душевность, дружелюбие, сердечность, человечность; в третью – воспитанность, культура, вежливость, интеллигентность, тактичность, деликатность, любезность.