Проблема, задачи и методики исследования.
При этом мы исходим из того, что, работая над сочинением в соответствии с предложенным нами планом, подростки должны мотивировать свое отношение к различным способам проведения своего свободного времени, то есть привести собственные мотировки своего поведения и деятельности.
Единицей счета в содержательном анализе сочинений подростков является «суждение, выражающее закономерную мысль или чувство (Л. Петровская, 1991).
Проведение этой методики позволит в определенной степени дополнить результаты анкетирования (продолжающее данную тему), и получить информацию о внеучебных интересах наших испытуемых.
Анкета «Свободное время» (Г.Ф. Черенкова, 1990 год).
Исследование содержательного аспекта мотивации различных форм общения подростков в свободное от обязательных занятий время целесообразно проводить при помощи специально разработанной анкеты. Вопросы направлены на выявление объекта, структуры и содержания свободного от обязательных занятий (т.е. уроков) времени подростков, а также круга их общения.
Следует отметить, что сопоставление мотивировок подростков, полученных методом сочинения, с данными письменного опроса поможет выяснить отношение подростков к различным формам общения, что, в свою очередь, даст возможность более адекватно оценить особенности развития и мотивационно-потребностной сферы в зависимости от конкретных социальных условий жизнедеятельности.
Анкета состоит из 8 вопросов. Первый вопрос позволяет выявить, чем занимаются ребята в свободное время в будние дни и сколько примерно (в часах). Второй и третий вопросы позволяют выявить, где обычно проводят свое свободное время учащиеся в будние и выходные дни. Четвертый вопрос позволяют выявить круг общения ребят. Пятый вопрос позволяют выявить, на сколько ребята удовлетворены тем, чем занимаются в свободное время. Шестой вопрос позволяют выяснить, где бы хотели учащиеся проводить свое свободное время. Седьмой вопрос выявляет, с кем бы ребята хотели общаться. И восьмой вопрос: чем бы хотели заняться ребята в свое свободное время (соотношение желаний и возможностей)?
Полученные результаты в ходе проведения анкеты и соотношение их с данными, полученными в ходе проведения проективного сочинения, позволяют судить об интересах современных подростков и старших школьников с учетом временных и социальных условий.
Проективное сочинение. «Современные молодежные организации».
Проективное сочинение, представляет собой особый вид проективных методик для выявления необходимости у современных старшеклассников наличия современных молодежных организаций, которые бы удовлетворяли их интересы и потребности. А также, для более полной картины интересов и стремлений современной молодежи. Цель данной методики – анализ продуктов деятельности (сочинение и есть такой продукт) и самой проекции его интересов, желаний, стремлений и влечений.
Проведение этой методики позволит в определенной степени дополнить результаты анкетирования и уже одного сочинения и получить информацию об интересах и потребностях наших испытуемых.
Исследования по выбранной нами программе, проводились в 6«А» классе, 8«А» классе, а также 11«Б» и 11«В» классах школы №14 города Кишинева. А также, в 8«А» классе и в 11«Б» и 11«Э» классах школы №4 города Кишинева. Что в свою очередь позволило провести сравнительный анализ полученных результатов учащихся данных школ.
В нашем исследовании участвовало 114 учащихся школ №4 и №14 города Кишинева.