Особенности мотивационно-потребностной сферы общения подростков и старших школьников.
Следующим этапом нашего исследования мотивации различных форм общения ребят в свободное от основных занятий время. Нам необходимо было выяснить, где, с кем и чем занимаются современные подростки и старшеклассники. Для этого мы провели проективное сочинение на тему: «Мое свободное время». А затем провели его качественный анализ.
Результаты, полученные нами в ходе проведения проективного сочинения показали, чем предпочитают заниматься современная молодежь. Практически все свободное время и связанные с ним занятия проводятся с другом, подругой или в кругу друзей.
К сожалению, очень малое количество учащихся посещают спортивные секции или клубы по интересам. На сегодня их не так много и не все желающие могут их посещать, в связи с недостаточным количеством материальных средств.
Для подтверждения полученной нами информации, а также, для ее дополнения, мы провели анкету «Мое свободное время». А полученные из нее данные, сравнили с данными из сочинения, проанализировали и получили следующую картину.
В начале важно проанализировать взаимосвязь объема, структура и содержания свободного времени подростков и старших школьников в различных формах его общения, а именно: интимно-личной и стихийно-групповой.
Под интимно-личным общением мы понимаем взаимодействие, основанное на личных симпатиях («Я» и «Ты»); стихийно-групповое общение рассматривается нами, как взаимодействие, основанное на случайных контактах («Я» и случайные «Они»).
Взаимосвязь структуры свободного времени подростка с различными формами его общения (таблица №5).
Предпочитаемые виды занятий |
Формы общения | |
Интимно-личные формы общения |
Стихийно-групповые формы общения | |
1. |
Прогулки |
Танцы в дискотеке |
2. |
Общение с друзьями |
Прогулки |
3. |
Просмотр телепередач |
Посещение баров |
4. |
Прослушивание музыки |
Курение |
5. |
Танцы в дискотеке |
Потребление спиртых напитков и наркотиков |
6. |
Посещение баров |
Просмотр порнофильмов |
7. |
Чтение |
Чтение эротической литературы |
Таблица №5. Структуры свободного времени подростка с различными формами его общения.
По продолжительности на первом месте находятся прогулки (с друзьями и другом (подругой) противоположного пола). Далее идет общение с друзьями (в гостях, во дворе, где-то на природе, на дискотеке, в клубах по интересам). Мотивируют подростки свой выбор данных видов деятельности в свободное время желанием «пообщаться», «отдохнуть», «развлечься», «поговорить о личном», «хорошо, весело провести время», не скучать, «не думать ни о чем серьезном», « не напрягаться». А также такого рода мотивировки: «Хочу весело провести время», «Не люблю быть один», «Хочется отдохнуть от нотаций родителей и учителей», «Люблю развлекаться», «Нравится быть со своими друзьями», «Можно «оторваться на полную катушку»».
В целом, мотивированная структура различных форм общения испытуемых характеризуется следующим образом (мотивы приводятся по степени значимости):
Интимно-личная форма:
1. Эмоциональное сопереживание;
2. Доверие и понимание;
3. Самоутверждение среди сверстников;
4. Взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками;
5. Самовыражение;
6. Самореализации среди сверстников.
Стихийно-групповая форма:
1. Социальной идентификации с группой сверстников, более старших ребят;
2. Удовольствие от совместных развлечений;
3. Самоутверждение среди сверстников и взрослых;
4. Самовыражение;
5. Самореализация в группе;
6. Доверие и взаимопонимание со сверстниками;