Особенности мотивационно-потребностной сферы общения подростков и старших школьников.
7. Эмоционального сопереживания.
Таким образом, взаимосвязь структуры и содержания свободного времени подростков в различных формах общения выступает определенным показателем уровня развития мотивационно-потребностной сферы личности.
Наши результаты отличаются от тех результатов исследования, которые были проведены в 1988 году Г.В. Черенковой по изучению мотивации различных форм общения. Испытуемые, предпочитающие интимно-личную форму общения, распределили предпочитаемые виды деятельности следующим образом:
1. Прогулки.
2. Прослушивание магнитофонных записей.
3. Просмотр телевизионных передач.
4. Разговор по телефону.
5. Посещение кинотеатров.
6. Чтение.
7. Танцы.
8. Занятие спортом.
9. Занятия в различных кружках.
Таким образом, как в исследовании В.Г. Черенковой, так и в нашем исследовании, мотивировки подростков, предпочитающих интимно-личную форму общения, отражают доминирование индивидуалистических мотивов при организации ими своего свободного времени. Творческие занятия, являющиеся необходимым условием формирования всесторонне и гармонической развитой личности, в общем объеме свободного времени этих подростков занимают весьма незначительное время.
Для подростков, предпочитающих проводить свободное от обязательных занятий время на улице и во дворе, то есть стремящихся в первую очередь к стихийно-групповой форме общения (по данным психолого-педагогических исследований к ним относится 44,7 % школьников 6-10 классов), характерна несколько отличающаяся от наших результатов исследования структура свободного времени:
1. Пение под гитару.
2. Прослушивание магнитофонных записей.
3. Спортивные зрелища
4. Танцы
5. Посещение кинотеатров.
6. Распитие спиртных напитков.
7. Бесцельное хождение по улицам и т.д.
Такие виды деятельности, как чтение, творческие занятия в кружках и секциях, а также занятия спортом практически отсутствуют в структуре свободного времени данной группы подростков. Так же Черенковой В.Г. была проанализирована структура свободного времени подростков, включенных в социально-ориентированную форму общения, которая в нашем исследовании не была выявлена (исследована) существенно отличается от охарактеризованных выше.
Здесь предпочитаемыми видами деятельности являются:
1. занятия в различных объединениях (клубах, лесничествах, педотрядах и т.п.).
2. творческие в различных кружках и секциях (киноклубах, театральных, хоровых, танцевальных, радиолюбительских, литературных, живописи и т.д.)
3. Занятия спортом в спортивных секциях, клубах и школах.
4. Чтение.
5. Танцы в дискотеке.
6. Просмотр телепередач.
Мотивируют подростки данную иерархию интересов следующими высказываниями: «хочу интересно и с пользой проводить время», «Главное – быть кому-то нужным», «Узнаю много нового на занятиях в секциях», «Хочу испытать себя», «хочу быть полезным». В приведенных высказываниях явно прослеживаются мотивы общественной пользы, самовоспитания, являющиеся регуляторами жизнедеятельности подростков, выбирающих социально-ориентированную форму общения.
Необходимо отметить, что именно данная категория подростков в гораздо большей степени, чем две первые, занята творческими, активными видами деятельности в свободное от обязательных занятий время, способствующим развитию физических и духовных, эмоциональных и интеллектуальных сторон личности. Одновременно с изучением мотивации общения важно было раскрыть и реальный круг их общения, так как выявленный круг общения помог нам более адекватно определить и мотивы различных форм общения.
На первом месте находятся друзья; на втором – друг (подруга) противоположного пола и не только; на третьем – родители; на четвертом – взрослые друзья или кто-то из родственников (дядя, тетя, двоюродные братья и сестры).
Психологическое исследование показало, что каждой из форм общения подростков присущ определенный круг общения, обусловленный мотивами, содержанием и целью коммуникативной деятельности. Так к интимно-личной и стихийно-групповой формах, в качестве партнеров общения выступают, прежде всего, друзья вне школы, сверстники и более старшие ребята, одноклассники, родители. Педагоги, а также младшие ребята отсутствуют, как партнеры общения. Это, по нашему мнению, объясняется тем, что так как основным содержанием и целью интимно-личного общения являются «совместные взаимно интересные занятия и разговоры». Другое дело, что в каждой из перечисленных форм разница в распределении значимости партнеров. В интимно-личной форме: друзья вне школы и одноклассники значимы «50/50», а затем родители, педагоги. А вот в стихийно-групповой форме на первом плане – друзья вне школы, затем одноклассники, родители и т.д.