Школьный психолог.
Какую же помощь ждут учителя и учащиеся, и их родители от психолога?
…Администрация школы и учителя: психолог может им помочь в выявлении причин неуспеваемости и недисциплинированности отдельных учащихся, в составлении программ работы с «трудными» классами, прежде всего с подростковыми, в определении уровня подготовленности к обучению в школе детей при наборе в 1 класс. Они хотели бы помощи в выборе средств и методов работы с детьми их неблагополучных семей, в преодолении конфликтов отдельных учащихся с родителями, в налаживании взаимодействия между школой и семьёй, в организации продлённого дня с средних классов школы, в развитии ответственности учащихся, их интереса к учебной и иной деятельности и др. Начинающие учителя хотели бы, чтобы психолог помог им приобрести профессиональные умения и навыки, сформировать личностные качества, необходимые для педагога.
Родителей беспокоит плохая успеваемость ребёнка, формирование негативных личностных особенностей, состояния психического здоровья, его жизненные перспективы. Они ждут помощи от психолога в установлении нарушенного контакта с собственным ребёнком, в налаживании внутрисемейных отношений между взрослыми членами семьи, в установлении взаимопонимания с учителями и прочее.
Учащиеся ждут от психолога ответов на вопросы о том, как овладеть определёнными учебными умениями и навыками, как преодолеть сложности в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с учителями и родителями, как развивать те или иные личностные качества, как составить программу самовоспитания, какую профессию выбрать в будущем и др.
Поэтому на психологе лежит важная и ответственная задача, без решения которой в настоящее время не обойтись. Поэтому важна хорошая профессиональная подготовленность учителя-психолога. Это достигается через желание психолога повысить свои профессиональные и творческие способности, что вероятно, например, при посещении им каких-либо курсов.
Существуют интегративные курсы:
1. Интегративный «линейный» тип. Включает в себя целевые, тематические, проблемные курсы (Построение таких курсов носит блочно-модульный характер. Они ориентированы для слушателей с близким, но невысоким уровнем интегративности профессиональной компетентности с учётом их общей направленности профессиональных интересов.).
2. Дифференцированно-интегративный «нелинейный» тип. Предполагает дифференцированный подход к выявлению уровней профессиональных затруднений, запросов и интересов слушателей и последующую интеграцию их по группам с учётом уровня интегративности профессиональной компетентности и профессиональных интересов. Потом осуществляется групповая и индивидуальная работа со слушателями.
3. Инегративно-модульный (модульно-структурированный) тип. Ориентирован на слушателей с высоким уровнем профессиональной компетентности (интегрированности). Этот тип обучения предполагает нелинейную ситуацию открытого диалога, основанного на прямой и обратной связи, когда вокруг его стержневой идеи концентрируется внутрипредметный и межпредметный материал, связанный с интегративным измерением изучаемой проблемы. Это ситуация утверждения собственных сил, способностей и профессиональной позиции обучаемого, инициирование его к разработке собственной методической системы. Это стимулирующее образование, нацеленное на самораскрытие, самопроявление в творчестве и сотрудничестве.
Исследование и практика реализации курсов повышения квалификации учителей показали, что учебно- познавательная деятельность оказывается эффективной, когда органически использует и включает самые различные современные методы, формы и направления активизации процесса обучения, а сами курсы рассматриваются в общем интегрированном пространстве процесса повышения квалификации.
В рамках курсов повышения квалификации это реализуется в таких формах взаимодействия, как лекция-диалог, деловые и ролевые игры, калейдоскоп методических идей, круглые столы: «На перекрёстке мнений», «Методика – наука или искусство?», мастер-класс «Я и методика» и др. Участие в таких формах и видах взаимодействия инициирует учителя на формирование способности к интегративно-критериальной перестройке собственной деятельности.