Проблемы семейного воспитания в американской педагогике.
«Революция» тихо умерла, не дав ничего, кроме расцвета сексуальной распущенности. Ее адепты быстро отказались от собственных идей о воспитании в братских коммунах родившихся детей, заявив, что последние мешают развитию личности, тормозят творчество и являются обузой. В почете становился бездетный «товарищеский»брак, «брак-сотрудничество», в котором частая смена партнера была чуть ли не обязательным условием. Но и в общинах хиппи нередко вспыхивал гибельный для них пожар — любовь в «традиционном духе». «Идеологически не выдержанные отступники» покидали своих «братьев» и «сестер» и начинали строить собственный мир, исконно предназначенный для двоих и их потомства,— традиционную семью.
«На волне неоконсерватизма, победное шествие которого в капиталистических странах свидетельствует не только об усилении реакционных групп, но и о тоске широких слоев населения по порядку, устойчивым ценностям, прочным нравственным нормам, уважению к прошлому», произошел закономерный массовый возврат к традиционным ценностям брака и семьи.20 Так, 80 % разведенных американцев вступили в повторные браки, что характеризует самый брак как, то социальное состояние человека, в котором он «хочет быть». В семье пытается обрести защиту издерганный обществом, бешено гонящийся за успехом человек, только там находит он любовь, покой и мир.
Многие западные ученые считают, что сама семья должна преподать ребенку основные устои семейной жизни, обеспечить его подготовку к ней. Родительская семья гарантирует безопасность и любовь каждому ее
члену, только в семье может быть-воспитана привязанность между молодыми и старыми, взрослыми и малышами, только в семье можно непрерывно поддерживать дружбу и привязанность. Семья создает уникальный фон, в котором нуждается каждый младенец для того, чтобы вырасти полноценным взрослым. Эмоциональные узы в семье неповторимы, подчеркивают американские исследователи, и с этим нельзя не согласиться.
В большинстве работ американских авторов в центре внимания находится некая идеальная модель такой семьи, которая, являясь образцом для детей, призвана послужить им таковым и во взрослой жизни. Модель эта имеет целью углубить понимание молодыми людьми специфики разных возрастных периодов в жизни человека, учит их не созерцать бездумно свое «цветение в юности», а знать, что старость, которая неизбежна, надо встретить достойно и желательно в кругу семьи. Вместе с тем эти работы, как правило, далеки от анализа социально-экономического положения американских семей, принадлежащих к различным слоям общества. Это, безусловно, снижает качество подобных исследований, хотя конечные выводы все же интересны: счастлив в супружестве и может сделать счастливым супруга (супругу и детей) человек, который видел в своем детстве счастливых родителей, не видел конфликтов между ними, был любим в семье; который был сам сильно привязан к родителям (как к матери, так и к отцу), имел возможность быть откровенным с ними, в том числе и по вопросам секса; к которому в детстве и юности предъявлялись высокие требования в семьей т. д. Все эти черты «удачного семьянина» выводятся отнюдь не умозрительно, а на основе использования обширного статистического материала, обработанного с помощью компьютерной техники. Это придает большую убедительность выводам американских исследователей о том, что если ребенок имеет подобный «багаж», полученный от родной семьи, то его дальнейшая подготовка к семейной жизни будет более эффективной, чем у того ребенка, который в детстве и юности наблюдал ссоры отца с матерью, их взаимную неприязнь и сам, в свою очередь, презрительно относился к одному из родителей (например, к отцу) Так, статистика свидетельствует, что родители, избивающие своих детей, чаще всего сами испытывали в детстве побои. Некоторые исследователи называют в числе первопричин родительской жестокости невыносимые условия жизни—безработицу, нищету, отчаяние от невозможности улучшить жизнь семьи, что ведет к психическим отклонениям и потере самоконтроля.21 .