Выбор форм обучения
Эффективность профессионального обучения в значительной степени зависит от того, кто его осуществляет. В этом отношении организация может выбрать один из следующих вариантов:
1.
Способствовать организации самостоятельного обучения сотрудников.
2.
Осуществлять обучение на рабочих местмх, используя в качестве преподавателей и тренеров наиболее опытных сотрудников компании.
3.
Использовать возможности собственного учебного центра.
4.
Прибегнуть к услугам специализированных тренинговых компаний.
5.
Использовать возможности системы дополнительного образования (как отечественного, так и зарубежного).
6.
Использовать несколько или все указанные варианты в комбинации.
Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных вариантов.
1. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Самостоятельное обучение персонала является одним из важнейших источников развития организации. Оно представляет собой систему и процесс приобретения необходимых знаний, навыков и умений путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне его.
Самостоятельное обучение часто недооценивают. На самом же деле оно эффективно с той точки зрения, что обучаться самостоятельно может только человек организованный, усердный, требовательный к себе, с высоким уровнем личностного потенциала и внутренней мотивации, человек, осознающий значимость своего развития. Поэтому именно этот вид обучения может быть чрезвычайно эффективным. Однако для этого необходимо наличие ряда условий. С.В. Шекшня в своей книге «Управление персоналом современной организации» пишет, что «самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения – для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время…». Однако, на мой взгляд, самообучение не сможет принести организации необходимых результатов, если она не будет принимать в этом процессе никакого участия. Роль организации в самообучении персонала должна состоять в следующем:
1). Организация в лице службы управления персоналом должна развивать у персонала навыки самостоятельного обучения, т.е. «учить учиться». Основными атрибутами грамотно организованного обучения являются наличие цели, письменного плана, выделение приоритетов.
2). Чрезвычайно важным является мотивация самообразования, связанная с созданием системы стимулов к обучению.
3). Необходимо предоставить своим сотрудникам все условия и средства для самообучения:
выделение специальных помещений;
обеспечение специализированной учебной, справочной и методической литературой, а также периодическими изданиями, мультимедийными компьютерными курсами[7], выходом в интернет;
предоставление сотрудникам возможности посещать семинары, конференции, симпозиумы, курсы и т.д.;
делегирование сотрудников на различные выставки и ярмарки;
частичные или полные компенсации личных затрат сотрудников на обучение;
предоставление оплачиваемых учебных отпусков и т.д.
Выделяют две системы самостоятельного профессионального обучения:
1. Целиком самостоятельная, которая требует от человека соответствующих организационных навыков и умений.
2. Комбинированная, для которой характерно сочетание как самостоятельной работы, так и использование тех и или иных организационных форм (проведение тематических семинаров, консультаций, обсуждений, участие в работе какого-либо совета, научного общества и т.д.)
Интересна классификация работников по критерию отношения к самостоятельному обучению, предложенная Е. Комаровым [21]. Он выделяет три типа таких работников: