Выбор форм обучения
К выбору компании, которая будет организовывать и проводить обучение сотрудников фирмы следует подойти очень серьезно, поскольку от качества ее работы напрямую зависит эффективность обучения. В этом отношении специалисты-практики рекомендуют убедиться, что фирма, помимо непосредственно обучения, предоставляет следующие услуги:
экспресс-диагностика качества управления, качества организации бизнес-процессов на предприятии;
оценка эффективности работы персонала до обучения;
представление результатов двух предыдущих мероприятий руководству компании в виде отчета, аналитического продукта, с анализом выявленных управленческих ошибок и рекомендациям по возможным путям их устранения;
адаптация существующих программ или разработка новых программ обучения "под клиента" с учетом выявленных потребностей в обучении;
согласование программы с руководством компании;
представление письменного отчета руководству компании по результатам тренинга с перечнем знаний и навыков, полученных во время обучения;
послетренинговое сопровождение;
рекомендации по введению эффективной системы контроля за применением полученных на тренинге знаний по схеме "знания-навык".
Кроме того, при выборе тренинговой компании необходимо обращать внимание на следующие факторы:
Ø Опыт работы тренинговой компании на рынке. Качество опыта складывается из двух показателей: личный опыт тренера и опыт работы компании в целом как команды единомышленников, разрабатывающей тренинговые программы.
Ø Количество и репертуар программ, которые предлагает тренинговая компания. При этом важно получить информацию, какие уникальные тренинговые программы были разработаны в данной компании, а также как она отрабатывает традиционные программы обучения (например, тренинги продаж).
Ю. Петров, менеджер по персоналу Промышленной группы ''Хоббит'' советует с осторожностью относиться к заявлениям тренинговых компаний типа: “Наша компания способна решить любую проблему”» и считает, что «тренинговая компания не должна предлагать готовых решений. Эти решения должны стать результатом совместного творчества тренера и группы» [34].
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из уровней российской системы дополнительного образования[10] являются долгосрочные (свыше 1000 часов) программы обучения, к которым относятся различные магистерские программы, программы второго высшего образования и программы МВА. Последние в последнее время привлекают наибольший интерес многих компаний. Программы МВА (Master of Business Administration – Мастер Делового Администрирования) предоставляет возможность людям, имеющим высшее образование, получить углубленные знания в области делового администрирования. Их цель - обеспечить теоретическую и практическую подготовку в области менеджмента и подготовить руководителей высшего звена.
Диплом МВА можно получить в более чем 1250 различных учебных заведений во многих странах мира, в т. ч. и в России. Первые программы MBA появились в нашей стране около десяти лет назад. С тех пор количество бизнес-школ растет - только в Москве сейчас около тридцати программ MBA (Перечень наиболее известных из них приведен в Приложении 4 [38].
Для поступления в зарубежную бизнес-школу, как правило, требуется сдать тесты TOEFL, GMAT (обучение проводится на английском языке), пройти интервью, написать эссе на предложенные темы и предоставить рекомендации с места работы. Кроме того, существуют ограничения по возрасту и обязательное требование опыта работы[11]. Процесс поступления в российские бизнес-школы менее стандартизирован, каждая школа выдвигает свой набор требований. Обычно для поступления необходимо иметь высшее образование, опыт работы и пройти собеседование и тестирование по экономике и английскому языку.