Учет особенностей обучения взрослых
Профессиональное обучение персонала – обучение взрослых. Между тем, его участники и организаторы нередко по инерции придерживаются давних школьно-студенческих представлений об обучении, в результате чего в значительно степени страдает его эффективность. Поэтому при составлении программ обучения, выборе его форм и методов обязательно должны учитываться возрастные особенности обучающихся[16]. К их числу относятся:
· Потребность в обосновании (смысле)
. Известно, что взрослые учащиеся очень внимательно относятся к обоснованию того, зачем нужно изучать данный курс или раздел. Они также интересуются тем, что будет, если они не освоят данный материал. Потребность в обосновании тесно связана с заинтересованностью обучающихся. Факторы, влияющие на нее представлены на рисунке 6.
|
Рис. 4. Факторы, влияющие на заинтересованность в процессе обучения
· Назревшая необходимость.
При профессиональном обучении даже указание руководства не всегда убеждает сотрудников в необходимости обучения. Поэтому рекомендуется начало обучения посвятить освящению ситуации в организации и вытекающим из нее требованиям к квалификации персонала. Значимость обучения, как для организации, так и лично для обучающихся, помогают повысить следующие шаги:
вступительное слово представителя высшего руководства перед началом учебной программы;
присутствие представителей высшего руководства на завершающих этапах учебной программы;
торжественное завершение учебы – вручение дипломов, поздравления высших руководителей;
создание условий для того, чтобы знания и навыки, полученные в ходе обучения, были востребованы в работе организации (например, изменение практики подготовки планов, или регламента проведения совещаний).
· Практическая направленность.
Одна из особенностей взрослых – внимание к конкретным жизненным задачам и плохое восприятие отвлеченных, абстрактных тем. Они приступают к обучению с желанием научиться, как на конкретном рабочем месте для получения конкретного результата нужно осуществлять конкретные действия, включенные в конкретный рабочий контекст. Вместо этого им, как правило, предлагается общий подход и общая модель. Путь преодоления данного противоречия лежит в тематической связи теории с типичными ситуациями и потребностями фирмы. Некоторые консалтинговые и тренинговые фирмы, учитывая этот недостаток, перед началом обучения проводят небольшие исследования, позволяющие собрать информацию о специфике и особенностях данной организации, отдела или конкретной должности. Кроме того, устранению недостатка практической направленности служит использование в процессе обучения групповых обсуждений и задания, прорабатываемые в малых группах.
· Потребность в самостоятельности.
Способность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность – основная черта поведения и самосознания взрослого человека. Поэтому при обучении взрослых важно давать им возможность активно участвовать в учебном процессе, самим формулировать свои задачи, делать выводы.