Оценка эффективности профессионального обучения
1. Реакция: насколько обучение понравилось участникам.
2. Усвоение: какие факты, приемы, техники работы были усвоены в результате обучения.
3. Поведение: как в результате обучения изменилось поведение участников в рабочей обстановке.
4. Результат: каковы осязаемые результаты обучения для организации, измеренные через сокращение затрат, сроков, улучшение качества и т.д.
Рассмотрим подробнее эти уровни оценки результатов обучения.
Уровень 1: реакция.
Данный уровень оценки предполагает диагностику восприятия обучения участниками, впечатления, которое оно произвело на них, а также удовлетворенности обученных. Впечатления субъективны, однако с ними можно работать систематически и упорядоченно путем применения устных опросов и структурированных формализованных опросных листов для письменной оценки. При этом подобные опросы могут проводиться как в процессе обучения, так и после его окончания, и должны содержать следующие вопросы: «Что привлекло, заинтересовало, запомнилось в ходе обучения?», «Какие рабочие выводы Вы сделали для себя?», «Как Вы оцениваете обучение в целом, его содержание, работу преподавателей, методы проведения и результаты?» и т.д.
Уровень 2: усвоение.
Очевидно, что благоприятная реакция на обучение еще не гарантирует усвоение содержания курса, которое представляет собой совокупность следующих результатов:
приобретение знаний;
приобретение умений и навыков;
изменение отношений.
Существует несколько вариантов оценки усвоения:
· индивидуальная оценка «на выходе»;
· сравнение предварительной и заключительной оценок;
· использование контрольной группы для сравнения.
В каждом из этих подходов могут применяться различные методы оценки, такие как:
- выполнение стандартизированных тестов;
- выполнение контрольных заданий, в т.ч. контрольных ролевых игр;
- ответы на опросник с последующей экспертной оценкой;
- презентация и защита проектов, курсовых и т.д.
Уровень 3: поведение.
Усвоение знаний, умений и навыков еще не означает, что они будут реально применяться в рабочих условиях, т.е. приведут к изменению поведения, образа действий. Залогом таких изменений являются:
· желание внести изменения в свою работу;
· наличие соответствующих знаний и навыков;
· поддержка или прямая помощь со стороны руководства;
· поддержание позитивных изменений в действиях сотрудника.
Оценку поведения в рабочей обстановке рекомендуется проводить до обучения и после него, при этом промежуток времени между обучением и его оценкой должен быть небольшим – от недели до полугода. При этом могут применяться такие методы, как:
проведение интервью;
заполнение опросников участниками и их непосредственными руководителями (см. Приложения 6 и 7);
наблюдение за поведением обученных сотрудников на их рабочих местах (оценка-мониторинг).
Приведу реальный пример использования последнего метода. Крупная компания-авиаперевозчик провела тренинг для своих операторов по работе с клиентами. После завершения курса на протяжении недели вся группа прошедших обучение операторов работала как обычно, не зная, что часть звонков исходит от проверяющих, которые моделировали типичные сложные ситуации клиентских обращений. Ответы операторов оценивались по специально разработанной схеме, где фиксировался ряд параметров: соблюдение правил ответа по телефону, готовность решить проблему клиента, доброжелательность и т.д.
Уровень 4. Результат.
Оценка эффективности обучения на этом уровне означает обращение к показателям его результативности через бизнес-результаты, оценку вклада обучения в работу компании. Такими результатами могут быть:
· снижение числа жалоб клиентов;
· рост качества продукции;
· уменьшение величины затрат;
· увеличение качества и скорости работы персонала, включая сокращение длительности анализа и оценки ситуаций, функциональных реакций, оценки последствий принимаемых решений и т.д.;