Духовная культура личности. Понятие о духовной культуре личности и проблемы её формирования на современном этапе.
Анализ проблем духовной жизни общества , вопросов , связанных с его культурой , во многом зависят от особенностей подхода к определению последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры. « Чем богаче подлежащий определению предмет ,- писал Гегель , - т.е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции».
Каждая из наук , изучающих вопросы культуры , исходя из своего предмета исследования выявляет те её стороны и отношения , которые попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни общества , успехи , достигнутые в научно – теоретической мысли , во многом обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры.
История разработки философских теоретических проблем культуры восходит к XVIII – XIX вв.Шеллинг, Гегель,Шопенгауэр ,Гердер, многие другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма , где за основу , как писал К.Маркс , принимался «только один вид труда , именно абстрактно-духовный труд».
В противовес природе культура обозначала духовное начало , духовные способности и возможности человека , вся культурно-творческая практика которого осознавалась в домарксистской культурологии « как чисто духовная практика , целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя в идейных продуктах этого сознания » . С возникновением материалистической диалектики , признающей основополагающую роль материального производства в жизни общества , закономерно утверждается концепция двуединого строения культуры- материальной и духовной.
Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры – от социально – экономических отношений до окружающей воспитуемого морально – психологической атмосферы – необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.
Формирование культуры личности , включающее в себя действие как объективных так и субъективных факторов , взаимодействующих между собой , происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё воздействия . но и стихийно , под влиянием объективных условий жизни людей.
Мир материальных предметов , отражаясь в сознании ребёнка , рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них , критерии их оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы , данная особенность человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю , вступают в отношения с другими людьми , т.е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепции формирования личности , её духовного мира.
Объективные условия формирования культуры подрастающего поколения не всегда достаточно точно и полно отражают особенности его возрастного , профессионального и индивидуально – типологического характера. Только органическая связь воздействий объективных условий и субъективного фактора может обеспечить целенаправленное формирование духовного мира личности согласно заданной модели.
Этим объясняется значение комплексного , системного характера формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго отвечать требованиям социальной жизни , представляющей собой целостную систему.
В своей работе «Духовная жизнь общества» А.К.Уледов даёт определение духовной жизни общества , как реальный процесс существования людей, способ общественной деятельности и в то же самое время самостоятельную сферу , связанную с производством и распространением сознания , удовлетворения их духовных потребностей. Духовная же культура рассматривается как образование, выражающее то общее , что присуще духовной жизни как системе.